В советской исторической науке было принято изображать Надежду Крупскую как верную спутницу Владимира Ленина. Она прошла с ним через череду лишений, ссылок и болезней. Но, правда, некоторые ученые склоняются к тому, что у нее могли водиться любовники и что Ленин вообще мог быть не первым ее мужем.
Место Крупской в “Лениниане”
В советской художественной мысли важное место занимало такое явление, как “лениниана”. Так называют совокупность всех произведений, посвященных жизни Владимира Ильича Ленина. У этого направления было несколько основных канонов: первый - это нарратив, посвященный взаимодействию Ленина с детьми. Как правило, он был представлен короткими и поучительными историями, где Ленин выступал как мудрый учитель пионерии, некий всесоюзный дедушка. Истории из этого цикла были посвящены юношеству. Не зря дети в СССР часто использовали фразу-присказку “Ленин делиться велел”.
Кроме этого был пласт произведений о Ленине, в котором он показан как лидер революционного движения: выступает на митингах, встречается с рабочими на заводах или принимает в Кремле ходоков из дальних деревень. Этот мотив был особо любим советской монументальной живописью и кинематографом. Проблема ленинианы в том, что там, как правило, Ленина показывают мужчиной за пятьдесят. Поэтому и все основные герои “ленинского” мифа тоже изображены уже довольно пожилыми людьми. Поэтому в представлении среднего советского жителя Надежда Крупская - это малопривлекательная тучная женщина с сильно выпученными глазами. А их отношения с Лениным больше похожи на коллегиальные, а не любовные. Хотя, на самом деле, молодая Крупская была женщиной эффектной.
Крупская в молодости
М. Кржижановский, знавший семью революционеров в ссыльные годы, так отзывался о внешности Надежды Константиновны: “В молодости она необыкновенно была хороша, что-то во внешности ее было приковывающее, одухотворенное что-то. И русское очень. Коса ниже пояса: бывало ахали в Шушенском”. Нет ничего удивительного в том факте, что красивый революционер Виктор Курнатовский влюбился в Надежду Константиновну во время ее ссылки в Шушенском. Слухи говорят, что взаимность была и со стороны Надежды Константиновны. Это подтверждается тем, что сестра Ленина заметила перемену в ее поведении и поделилась своими подозрениями с братом. Но сам Ленин слухам не поверил.
В Шушенском атеисты Надежда Крупская и Владимир Ульянов венчались в Петропавловском храме. Крупской такое решение не очень нравилось. Она называла это "комедией", но была вынуждена сделать, потому что в противном случае была выслана в Уфу, а чтобы остаться с Лениным, нужно было стать его официальной супругой.
Первый муж Крупской
Злые языки, впрочем, говорят, что Ленин не был первым мужем Крупской. Якобы она до этого была замужем за неким эсером, Борисом Германом.
Об этом человеке практически ничего неизвестно. Упоминания о нем можно найти лишь в нескольких источниках: книге 1994 года “Кто есть кто в России и бывшем СССР”, он мельком упоминается в Британской энциклопедии и биографическом словаре Лазаря Хейфеца “Латинская Америка в орбите Коминтерна”. В последнем источнике о нем дается следующая краткая справка: “Участвовал в деятельности революционных кружков в Донбассе (1900). Член боевой эсеровской организации (1902). Один из организаторов раскола эсеров на максималистов и минималистов. Один из лидеров максималистов”. Известно, что он поддерживал отношения с Каплан, а через год после Октябрьской революции уехал в Аргентину.
Впрочем, некоторые историки сомневаются в том, что Крупская действительно какое-то время была за ним замужем: эта информация не подтверждена документально или воспоминаниями очевидцев. Автор книги «Жизнь Владимира Ильича Ленина: вопросы и ответы» Перфилов считает, что эти сведения - не более чем легенды, рожденные антибольшевистски настроенными людьми.