В любой армии мира существуют жесткие требования к внешнему виду солдат и офицеров. Командование Третьего рейха обязывало военнослужащих вермахта выглядеть опрятно и аккуратно, что невозможно без соблюдения правил гигиены. Однако многие бойцы Красной армии, сталкиваясь с немцами в ходе Великой Отечественной войны, были шокированы как их внешним видом, так и некоторыми привычками.
Армия вермахта состояла из соотечественников Иоганна Вольфганга фон Гëте и Иоганна Себастьяна Баха, но их солдаты и офицеры удивляли своих противников пренебрежением к элементарным правилам гигиены. Захватывая блиндажи и здания, в которых какое-то время жили гитлеровцы, красноармейцы встречали там грязь, антисанитарию и огромное количество разных паразитов.
Воевавшие на территории СССР Алоис Цвайгер и Хельмут Нойенбуш совместно написали книгу «Воспоминания пехотинца и артиллериста Вермахта. Кровавое безумие Восточного фронта» (Москва, 2009 год издания, переводчик А.Л. Уткин). Они подтвердили, что санитарное состояние немецких войск было катастрофическим.
Вот как в книге описано моральное состояние пехотинца в 1941 году: «Невозможность выспаться, соблюсти элементарные нормы гигиены, завшивленность, отвратительная кормежка, постоянные атаки или обстрелы противника. Нет, о судьбе каждого солдата в отдельности говорить не приходилось».
А вот что было, когда Красная армия гнала гитлеровцев до Берлина: «Я чувствовал, что еще немного, и свалюсь. Но главное – я был пока жив. По два, а то и три дня без еды, неделями не мывшись, во вшах с ног до головы, форма колом стоит от налипшей грязи. И отступаем, отступаем, отступаем…».
Не случайно немцы часто повторяли поговорку: «На войне два главных врага – вошь и снайпер».
Примечательно, что командование вермахта беспокоилось о гигиене военнослужащих, когда они возвращались в Германию. Например, во время отпуска. По пути на родину солдаты должны были явиться в один из распределительных пунктов, действовавших на территории Польши или Прибалтики, чтобы пройти санитарную обработку. Только там гитлеровцы, побывавшие на Восточном фронте, могли избавиться от вшей, нормально помыться и получить чистое белье.
Немецкий офицер Эверт Готтфрид тоже оставил интересные воспоминания на тему гигиены в войсках вермахта. Интервью с ним опубликовано в книге общественного деятеля Артема Владимировича Драбкина «Я дрался в Вермахте и СС. Откровения гитлеровцев» (Москва, 2015 год издания).
Лейтенант Эверт Готтфрид командовал взводом пехотинцев с самого начала боевых действий на Восточном фронте. Он был семь раз ранен, закончил сражаться осенью 1944 года после разрыва мины. Офицер признал, что возможности соблюдать хотя бы элементарные нормы гигиены у него и сослуживцев не было. Но некоторые гитлеровцы находили выход из положения.
«Мы очень быстро у русских выучились, как построить сауну или banja. В 41-м я уже построил первую banja (баню). Старались минимум раз в неделю, или когда возможность была, помыться. Днем часто ничего не происходило, было тихо, и мы отходили назад, парились, потели, надевали чистое белье, пытались избавиться от вшей», – вспоминал Эверт Готтфрид.
Он рассказал, что среди солдат вермахта были и те, что специально не мылись, стараясь таким образом стать непригодными для военной службы, подхватить какую-нибудь инфекцию, чесотку. Эти люди надеялись, что их, вконец завшивленных и грязных, комиссуют с фронта и отправят домой.
Помимо вшей немцев часто донимали клопы, расплодившиеся во многих зданиях, находившихся на оккупированной территории.
Впрочем, нельзя утверждать, что германское командование совершенно не заботилось о военнослужащих. Их исправно снабжали моющими средствами и предметами личной гигиены. Об этом американский специалист по вооружению Гордон Л. Роттман рассказал в своей книге «Боевое снаряжение вермахта 1939-1945 гг.» (Москва, 2002 год издания, переводчик А.С. Гелогаева).
У каждого немца была так называемая «сухарная сумка» – аналог нашего вещмешка, только прямоугольной формы. Ее подвешивали на ремне над правым бедром. Помимо пайка в этой сумке должны были находиться: набор для умывания (Waschzeug), бритвенный набор (Rasierzeug) и даже набор для шитья (Nahzeug).
Рядовые солдаты вермахта регулярно получали разные виды мыла, зубные порошки и щетки, ополаскиватели для рта, бритвенные наборы, расчески, зеркальца, увлажняющие кремы, пилочки для ногтей, стиральный порошок, средства для ухода за обувью. Учли армейские снабженцы и жалобы военнослужащих. В состав гигиенических наборов входили препараты для борьбы со вшами, а также специальные гребни для вычесывания паразитов из волос.
Педантичные немцы носили с собой не только армейские средства гигиены, но и гражданские, приобретенные в Германии на собственные деньги. Например, дорогой парфюм. Все эти кремы и щеточки для ногтей шокировали красноармейцев, когда они проводили досмотр личных вещей солдат и офицеров противника, попавших в плен.
К слову, советских военнослужащих снабженцы не приучали к таким излишествам. У наших бойцов с собой всегда был лишь необходимый минимум предметов гигиены: бритвы, зубные порошки и щетки, хозяйственное мыло.
Как вспоминал вышеупомянутый Эверт Готтфрид, порошок против вшей у них действительно был, но он страшно вонял. Еще гитлеровцев беспокоило, что на войне не представлялось возможным хорошо постричься.
Еще одной особенностью быта немецких солдат, которая удивляла красноармейцев, являлись прифронтовые бордели. Эти учреждения создавались на оккупированных территориях, а работать в них заставляли местных женщин. Гитлеровцы регулярно посещали подобные заведения.
К тому же, помимо туалетных принадлежностей им в массовом порядке выдавали контрацептивы и презервативы. Некоторые советские воины, выросшие в глубинке, не всегда понимали, что это такое.
Официальными поставщиками презервативов для нужд вермахта и СС были две фирмы: «Odilei» и «Vulkan». Правда, в своих воспоминаниях о войне немецкие захватчики, в основном, стараются обходить тему интимных отношений на Восточном фронте. Многие признают существование борделей, но утверждают, что не посещали эти заведения.
Кстати, помимо презервативов и контрацептивов гитлеровцы также получали вазелин. А еще в стандартные аптечки входили: аспирин, бинты, пластыри, мази от ожогов и обморожения, присыпка от мозолей.
Жители оккупированных территорий, партизаны и советские солдаты часто были в шоке, увидев многих немцев голыми. Гитлеровцы не стеснялись своих обнаженных тел, часто позировали перед фотографами, выпячивая половые органы, демонстрировали свои задницы. Немало таких фривольных снимков сохранилось в военных архивах.
Можно предположить, что для такого поведения имелось несколько причин:
- фашисты не считали за людей представителей славянских народов, поэтому не видели причины их стесняться;
- они вняли гитлеровской пропаганде о совершенстве арийского тела, этого эталона красоты;
- в Германии первой половины ХХ века был популярен нудизм.
Известный историк, Андрей Васильченко, специализирующийся на изучении прошлого Германии, посвятил этой теме свою книгу «Сексуальный миф Третьего рейха» (Москва 2008 год издания). Автор написал, что идеологи нацизма призывали немцев не считать обнаженное тело чем-то греховным или нечистым. Напротив, жителей Германии убеждали отказаться от христианской морали ради активного размножения чистокровных представителей арийской расы.
Хотя движение нудистов после прихода Гитлера к власти и было запрещено, среди немцев оказалось немало приверженцев такого досуга.