Кто не помнит публичные речи Михаила Горбачева или его общение с гражданами? Содержание выступлений генсека наверняка давно забылось, а вот его ошибки помнят все. Чаще всего Горбачев делал в словах неверные ударения. Но самое удивительное, что разные варианты употребления, например, существительного «мышление» (с ударением на второй и первый слоги) оказались даже в словарях.
Без бумажки, но с ошибками
Как справедливо отмечает в своей книге «Жириновский как философ» Олег Слоботчиков, Михаил Сергеевич Горбачев, придя на смену дряхлеющим руководителям страны, подкупал не только своей относительной молодостью, но умением говорить «без бумажки». Даже автор множества трудов о языке Л. А. Капанадзе, слова которой приведены в сборнике «Русский язык конца ХХ столетия. 1985-1995» (ответственный редактор Е. А. Земская), в первую очередь обращала внимание на свободное изложение Горбачевым своих мыслей даже во время публичных выступлений. И это явление оценивалось многими как положительное.
Тем не менее, речевые ошибки первого президента СССР остались в народной памяти. Как пишет в своей книге «Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи» Владимир Ульянов, Горбачев вместо «Азербайджан» говорил «Адзебарджан». Но чаще всего глава страны ставил неверные ударения в глаголах и существительных. Перлы Михаила Сергеевича вроде: «нАчать», «углУбить», «отсортИровать», «усугУбить», «диАлог», «мЫшление» быстро стали предметом внимания советских пародистов и сатириков.
Бесполезная борьба
Если верить Алле Родимкиной и Нилу Ландсману, авторам издания «Россия: день сегодняшний», первое время с ошибками Михаила Горбачева пытались бороться. Министр образования даже дал специалистам задание отмечать огрехи генсека. Однако за полгода упорного труда в речах Михаила Сергеевича ничего не изменилось: он продолжал повторять «Адзебаржанский» и «углУбить». В конце концов все тот же министр махнул на Горбачева рукой: «Он лучше знает, как надо говорить». Самое интересное, что, по словам Ларисы Вербицкой, автора книги «Мой Петербург», впоследствии Горбачев стал следить за собой и даже в глаголе «начать» делал правильное ударение.
Но в период правления Михаила Горбачева исковерканные им слова, что называется, ушли в народ. Как отмечает Мария Аксенова на страницах издания «Знаем ли мы русский язык?», тогда «мЫшление», «нАчать» и прочие перлы пошли гулять по стране. По мнению Аксеновой, подчас у нее создавалось впечатление, что политики и медийные личности в буквальном смысле соревновались в своем стремлении уничтожить русский язык. Некоторые даже стали склоняться к тому, что Михаил Сергеевич вовсе не все слова произносил неправильно. Например, как утверждает Татьяна Гартман, автор издания «Речь как меч», разночтения в произношении глаголов «упростить», «убыстрить», «усугубить», «углубить» внес именно президент Советского Союза.
Разные варианты произношения
Мало того, появилась версия, согласно которой именно благодаря Михаилу Горбачеву в словарях закрепилось как допустимое неверное ударение в существительном «мЫшление». Однако авторы издания «Русский без нагрузки» Юлия Андреева и Ксения Туркова утверждают, что это всего лишь миф. Дело в том, что два варианта ударения в этом слове приводил в своем словаре еще Владимир Даль. В словаре-справочнике «Русское литературное произношение и ударение» Р. И. Аванесова и С. И Ожегова, датированном концом 1950-х годов, также можно обнаружить «мЫшление» с ударением на первый слог в качестве допустимого варианта произношения. Оба варианта есть и в словаре Ефремовой и даже в словаре для дикторов радио и телевидения Л. А. Введенской.
Лариса Новикова, автор справочника «Правильность русской речи», настаивает на том, что в какой-то момент ударение в слове «мышление» действительно закрепилось на первом слоге по аналогии с исходным существительным «мысль». По мнению Новиковой, неизвестно, где бы на самом деле «успокоилось» ударение, если бы процесс пошел естественным путем. Однако любители острого словца для удовлетворения своих политических амбиций подвергли уничижительной критике манеру Горбачева. Новикова уверена, что противники генсека считали, что тем самым подчеркивают его низкий культурный уровень. Что касается большинства других перлов Михаила Сергеевича, то здесь лингвисты единодушны – глава страны действительно произносил слова неправильно.