11/01/22

«Мышонок»: почему немцы так и не применили в бою свой супертанк

В экспозиции Бронетанкового музея в подмосковной Кубинке есть уникальный экспонат – единственный экземпляр самого тяжелого в мире танка – Panzerkampfwagen VIII, который будто в насмешку был назван «Маус» («мышь» по-немецки). К счастью, детище конструкторов Третьего Рейха ни разу не участвовало в боях против Красной Армии.

Заказ на супертанк

В 1942 году Гитлеру стало ясно, что план «Барбаросса», предусматривавший мгновенный захват СССР, провалился. Для того, чтобы вновь получить боевое преимущество, Вермахту требовались нестандартные технические решения, или как их называли в ведомстве Геббельса, вундерваффе. Фюрер потребовал от инженеров создать супероружие – непобедимый танк, своего рода «передвижной бункер».
За разработку взялся знаменитый конструктор Фердинанд Порше, в ту пору председатель немецкой танковой комиссии. Перед ним стояла задача построить боевую машину не для наступления, а в первую очередь для укрепления обороны. К слову, как раз в это время развернулась грандиозная Ржевская битва, где при поддержке продуманных оборонительных сооружений немцы уничтожили огромное количество советских войск.
Стоит отметить, что далеко не все в Вермахте разделяли энтузиазм относительно новой техники. Так, генерал-полковник Хайнц Гудериан, осмотрев в 1943 году в присутствии высших чинов Третьего Рейха деревянную модель сверхтяжелого танка, также известного как Porsche Typ 205, раскритиковал ее за отсутствие пулемётов для ближнего боя.
"Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»", - отмечал позднее Гудериан на страницах «Воспоминаний солдата».

Технические характеристики

Два рабочих прототипа Pzkpfw.VIII Maus были выпущены в 1943 и 1944 годах на заводе фирмы «Алкетт». Танк имел длину 9 метров, а высоту и ширину по 3,6 метра. Основным вооружением была 128-миллиметровая противотанковая пушка PaK 44. Управлять «Маусом» должен был экипаж из 6 человек. Конструкторы тщательно поработали над защитой, использовав наработки, сделанные при изучении советского тяжелого танка КВ-1, против которого фашистская артиллерия оказалась почти бессильна. «Шкура» «мышонка» состояла из брони толщиной от 180 до 200 мм.
Чтобы перемещать машину массой почти 189 тонн, требовался сверхмощный двигатель – после испытания ряда вариантов инженеры остановились на моторе Daimler-Benz MB 509 мощностью 1080 лошадиных сил. Супертанк был способен проходить 13 километров в час – почти в 4 раза меньше, чем, например, знаменитый Т-34.
Ходовые испытания на заводе прошли успешно. К слову, никогда больше наземные танки такой массы не передвигались на земле. Однако до серийного выпуска «вундерваффе» дело не дошло. В условиях дефицита ресурсов Германия не располагала производственными мощностями для того, чтобы поставить супертанк на конвейер, поэтому Адольф Гитлер лично свернул планы по выпуску десяти «Маусов».

Судьба «мышат»

В апреле 1945 года две поставленные на гусеницы модели Panzerkampfwagen VIII находились на Куммерсдорфском полигоне в 30 километрах южнее германской столицы. Когда к полигону приблизились части Красной Армии, немецкое командование распорядилось взорвать оба «Мауса», чтобы они не достались противнику. Русские разобрали взорванные машины на отдельные детали и собрали из них единый образец, который в 1946 был отправлен в Советский Союз в качестве трофея. Именно этот экземпляр ныне представлен в Кубинке.

Существует также не имеющая достаточных исторических подтверждений версия, изложенная в книге коллектива авторов «Конструктор боевых машин» (вышла в Ленинграде в 1988 году). Согласно ей, немцами было выпущено три супертанка, из которых лишь один остался на полигоне. Второй якобы установили у здания генштаба в Цоссене, а третий – непосредственно перед рейхсканцелярией в Берлине. Эти «Маусы», как подразумевается, были уничтожены советскими войсками.
Сейчас Pzkpfw.VIII Maus можно встретить в популярных танковых играх-симуляторах, где он является самым неуязвимым танком.