Как СССР пытался спасти Чехословакию от захвата немцами в 1938 году

Когда говорят о событиях, приведших к началу Второй Мировой войны, неизменно вспоминают о пакте Молотова-Риббентропа, и о Польше, ставшей одной из первых жертв войны. Однако, этому документу предшествовал еще один, сыгравший поистине роковую роль в развязывании Гитлером мировой бойни. Речь о Мюнхенском соглашении 1938 года, которое получило название «Мюнхенский сговор». И Польша в этой истории играла отнюдь не роль пассивной жертвы.

Что предшествовало Мюнхенскому соглашению

Первая Мировая война, которая завершилась в 1918 году, серьезно перекроила карту Европы и изменила расстановку сил на континенте. В частности, появились такие государства, как Чехословакия и Польша, а некогда могучая Германия была до крайности унижена – она утратила часть своих территорий, потеряла право иметь боеспособную армию и военную промышленность. Собственно, именно на этом чувстве национального унижения и основана невероятная популярность Гитлера. Он сумел убедить немцев в том, что им под силу вернуть былое величие.

Европа очень не хотела новой войны. Поэтому ведущие державы – Англия и Франция – без звука «проглотили» аншлюс Австрии (март 1938 года). Это дало Гитлеру повод считать, что у него развязаны руки. На очереди была Чехословакия.

Чехословакия с ее развитой промышленностью и боеспособной армией к 1938 году стала одним из самых процветающих европейских государств. В 1935 году были заключены договоры между Чехословакией, Францией и СССР о взаимной поддержке в случае агрессии. И до поры до времени Чехословакия чувствовала себя вполне защищенной. Однако, роковую роль сыграл, как водится, национальный вопрос.

В Судетской области Чехословакии проживало более 3 миллионов этнических немцев. Под влиянием идей Гитлера о будущей Великой Германии среди них возникли сепаратистские настроения, которые подогревались лидером судетско-немецкой партии Генлейном. Он был большим поклонником Гитлера и национал-социализма.

Гитлер в рейхстаге произносил пламенные речи о необходимости поддержать угнетенных соплеменников в Судетах, под шумок наращивал вооружение и укреплял армию. Англия и Франция делали вид, что ничего не замечают. При этом Польша выступила в качестве союзника Германии, поддержав ее претензии на Судетские области.

В сентябре в Судетах начались беспорядки, спровоцированные Генлейном и его партией. Правительство Чехословакии ввело на территории, охваченные мятежом, войска. Европейские державы, вместо того, чтобы поставить Гитлера на место и поддержать законное правительство Чехословакии, принялись убеждать чехословацкого президента Бенеша уступить Гитлеру спорные территории ради сохранения мира.

Единственным государством, сохранившим верность договорам 1935 года, стал Советский Союз. Сталин предложил Чехословакии помощь. При этом он обязался вмешаться даже в том случае, если Франция останется в стороне.

Позиция Польши

Вмешательство СССР действительно могло бы переломить ситуацию. В 1938 году Красная Армия была еще недостаточно вооружена и укомплектована, но и немецкая армия еще не достигла уровня 1941 года. Совместно с чехословацкими вооруженными силами, и при помощи Франции, если бы она выполнила свои обязательства, Гитлера можно было бы поставить на место. Однако, Европа заняла иную позицию.

Роковую роль во всем этом сыграла Польша, заявившая, что не позволит Красной Армии пройти через свою территорию, и, если такая попытка будет совершена, она немедленно объявит войну Советскому Союзу. Если же Сталин вздумает направить в Чехословакию авиацию, Польша обещала атаковать советские самолеты в воздухе.

Дело в том, что руководство тогдашней Польши разделяло взгляды Гитлера и стремилось сделать Польшу союзницей Германии. Еще в 1934 году между Польшей и Германией была подписана декларация о неприменении силы. И когда разгорелся Судетский кризис, Польша всецело поддержала Германию, надеясь в будущем принять участие в дележе Чехословакии.

Как поделили Чехословакию

Европейские страны, продолжая политику «умиротворения Гитлера», пошли на подписание Мюнхенского соглашения, фактически, лишавшего Чехословакию не только территориальной целостности, но и государственности, как таковой. 30 сентября 1938 года Франция, Великобритания и Италия вынудили Чехословакию отдать Гитлеру Судеты. После этого началось дробление Чехословакии на куски.

Словакия получила автономию. Венгрия включила в свой состав Прикарпатье. Остатки Чехии поглотила Германия.

Польша захватила Тешинскую область, где компактно проживали 80 тысяч поляков. Деморализованное правительство в Праге ничего не смогло противопоставить польскому вторжению.

Польская пресса в те дни захлебывалась от восторга. «Газета Польска» писала: «открытая перед нами дорога к державной, руководящей роли в нашей части Европы требует в ближайшее время огромных усилий и разрешения неимоверно трудных задач». Польские политики вновь вспомнили старинные мечты о великой Польше «от моря до моря» (именно так было во времена Речи Посполитой). Министр иностранных дел Германии Риббентроп, встретившись в январе 1939 года с польским министром Беком, отметил в своем дневнике: «Господин Бек не скрывает, что Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Чёрному морю».