08/11/23
ФОТО: Валентин Кузьмин, Александр Чумичев/ТАСС

На что Ельцин жаловался стоя на танке

Август 1991 года стал для России определяющим и переломным. Именно 32 года назад стал понятен вектор развития, по которому будет двигаться новое государство. А одним из символов того периода стал первый президент РФ Борис Ельцин, стоящий на танке. Он не просто взобрался на боевую машину, но и обращался с неё как с трибуны к присутствующим, жаловался на происходящее.

Смутное время

Ельцинской речи предшествовало много событий, но непосредственное влияние оказало отстранение Михаила Горбачёва от власти, о чём население узнало 19 августа. Тогда же жителей поставили перед фактом – страной руководит Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Его члены для стабилизации обстановки устроили «информационную блокаду». Выпуск газет демократического толка приостановили, а по телевизору «крутили» балет «Лебединое озеро» и обращение ГКЧП, в котором констатировалось катастрофическое положение в государстве.

Как только стало известно о происходящем в Москве, Борис Николаевич Ельцин, заручившись поддержкой командующего Тульской дивизией Грачёва в целях обеспечения безопасности, написал речь и выехал в столицу. К этому моменту на площади перед Белым Домом уже развернулся стихийный многотысячный митинг, участники которого протестовали против ГКЧП.

Ельцин, чтобы его лучше было видно толпе, забрался на один из танков, которые предварительно стянули к центру города по распоряжению ГКЧП.

Обращение к народу

«Телевидения мне не дают, радио не дают, поэтому я зачитываю обращение!», – пожаловался Борис Николаевич с «танковой трибуны» под бурные аплодисменты собравшихся.

Далее он назвал все решения ГКЧП незаконными и потребовал возвращения Горбачёва. Буквально в одно мгновение Ельцин, и ранее пользовавшийся поддержкой большинства, стал безусловным национальным лидером.

Один из руководителей тогдашнего КГБ Николай Леонов через некоторое время прокомментировал «секрет успеха» Ельцина. По его мнению, власть тогда «валялась на мостовой» и требовалось всего лишь «подобрать» её. Первым, кто это сделал, оказался «главный сепаратист» Борис Николаевич.

Ельцинские слова о приверженности единству СССР, впрочем, так и остались словами. Уже две недели спустя была признана независимость прибалтийских республик, а в конце года лидеры России, Белоруссии и Украины подписали документ, положивший конец существованию Советского Союза.