25/05/22

Над какими анекдотами на самом деле смеялись «вожди» СССР

Советские лидеры, как и обычные люди, не были лишены чувства юмора. У большинства генсеков были и любимые анекдоты. Правда, далеко не все эти анекдоты были смешными. От некоторых из них простых смертных наверняка бросило бы в дрожь.

Иосиф Сталин

Как утверждает Василий Придеин, автор издания «Азбука вождей», любимым анекдотом Иосифа Сталина был тот, героями которого являлись профессор и его сосед-чекист. Как-то раз профессор пожурил чекиста, за то что тот не знает, кто написал «Евгения Онегина». А чекист и в самом деле не знал и обиделся. Вскоре он арестовал профессора и всем хвастался: «Он у меня признался, что сам и написал «Евгения Онегина».

Андрей Жданов

Второй в стране человек после Сталина Андрей Жданов рассказал свой любимый анекдот авиаконструктору Александру Яковлеву и сам над ним долго смеялся: «Сталин однажды пожаловался Лаврентию Берии, что у него пропала трубка. Спустя всего несколько дней Берия поймал с десяткок воров, которые признались в краже. Однако вскоре вождь нашел свою трубку, которая завалилась под диван».

Никита Хрущев

Никита Хрущев, сменивший Сталина на главном посту страны, анекдотов о себе самом терпеть не мог, зато рассказывал другие. Так, зять Хрущева Алексей Аджубей вспоминал, что генсек любил рассказывать анекдот о споре между двумя военными: полковником и генералом. Когда у последнего иссякли аргументы, он просто прижал второго к стене и строго заявил: «Не забывайтесь, полковник!».

Леонид Брежнев

А вот Леонид Брежнев, в отличие от Хрущева, любил всякие анекдоты, и в том числе про себя. Болезненно Леонид Ильич относился лишь к шуткам, которые касались его физических недостатков, например, невнятной речи. А в дружеской компании и за накрытым столом Брежнев с удовольствием сыпал припасенными заранее анекдотами. Так, генсек нередко рассказывал анекдот про геолога: «Чукча входит в чум и видит, что его жена лежит с геологом. Чукча спрашивает у геолога, что тот здесь делает. Геолог же невозмутимо отвечает: «Выполняю указание Хрущева. Кукурузу внедряю на Севере».

Юрий Андропов

Если верить Игорю Синицину, автору книги «Андропов вблизи», Юрий Андропов не любил антисоветских анекдотов и своим близким советовал ни при каких обстоятельствах их не слушать и тем более не рассказывать. Однако, по мнению Леонида Шебаршина, исполнявшего обязанности председателя КГБ в 1991 году, Андропов был не прочь пошутить. Он наизусть знал произведения Ильфа и Петрова и нередко цитировал их. А вот другой глава КГБ Владимир Крючков вспоминал, что «за всю жизнь от Андропова не слышал ни одного анекдота».

Константин Черненко

Константин Черненко, который стал руководителем партии после Андропова, по крайней мере, в последние годы жизни с шутками и веселыми забавами не дружил вообще. Поэтому в период правления Черненко не столько он сам рассказывал анекдоты, сколько о нем. Контрразведчик КГБ Игорь Атаманенко упоминал о том, что Константин Устинович регулярно читал свежие анекдоты про советских генсеков, которые звучали на радиостанции «Голос Америки»* и других «вражеских» голосах.

Михаил Горбачев

Зато Михаил Горбачев, занявший пост генсека после смерти Черненко, был не чужд юмора. После отставки он даже начал рассказывать анекдоты про себя. Одним из самых любимых анекдотов Горбачева был про очередь за колбасой. Один мужчина долго стоял в очереди и в конце концов, потеряв всякую надежду купить колбасу, заявил, что собирается расправиться с Михаилом Сергеевичем. Вскоре мужчина вернулся и на вопросы людей только вздохнул: «Там тоже очередь».

*организация выполняющая функции иноагента в РФ