В 2008 году, отказываясь от общения с журналистами на русском языке, дочь Сталина Светлана Аллилуева мотивировала это тем, что её мать, Надежда Аллилуева, вовсе не была русской по национальности. И дело было не только в экзотической внешности супруги Иосифа Сталина. Этническая принадлежность Надежды Аллилуевой действительно представляет собой настоящий генеалогический ребус.
Свидетельство дочери
За три года до смерти дочь «отца народов» призналась в своей ненависти к Советской России и в том, что она «не является этнически русской». При этом она сослалась на происхождение своей матери:
«Моя мать не была русской, – заявила Светлана Аллилуева. – Она дочь немецкой матери и отца — наполовину цыгана. Поэтому она была такой эмоциональной».
Это не единственное высказывание Светланы Иосифовны о национальной принадлежности матери. В книге «Только один год», написанной после отъезда из СССР, Светлана Аллилуева отмечала, что её отец был грузин, а мать «была очень смешанной национальности».
Материнская линия
Тёща Сталина Ольга Аллилуева в девичестве носила украинскую фамилию своего отца Евгения Федорченко, каретника по профессии. Однако украинкой её назвать сложно. В книге «Двадцать писем к другу» Светлана Аллилуева писала о своей бабке, что та представляла собой «странную смесь национальностей».
Отец Евгения Федорченко был украинцем, а его мать – грузинкой. Федорченко вырос в Грузии и знал грузинский язык. Женился же Евгений на Магдалине Айхгольц. Она относила себя скорее к немецкой нации, поскольку жила в немецкой колонии в Тифлисе. Предки Магдалины происходили из Вюртемберга, а в Россию они перебрались ещё в начале XIX века. Магдалина Айхгольц исповедовала протестантизм, готовила немецкие блюда и любила повторять «mein Gott». Однако немкой она была только по матери, а её отец являлся этническим поляком (правда, больше об этом человеке практически ничего не известно).
Отцовская линия
В околокремлёвских кругах ходили слухи о том, что Надежда Аллилуева была дочерью самого Иосифа Сталина, познакомившегося с семьёй Аллилуевых ещё до её рождения. Но сама она считала отцом Сергея Яковлевича Аллилуева, профессионального революционера, родившегося в 1866 году. В отличие от многих видных большевиков, Сергей Аллилуев с полным правом мог назвать себя выходцем из народа.
«Отец мой Яков Трофимович Аллилуев и мать Марфа Прокофьевна, родились крепостными, – свидетельствовал о своих родителях Сергей Аллилуев в мемуарах «Пройденный путь». – Оба принадлежали к дворовым помещика Трежесковского, – отец ездил кучером, мать находилась при барском доме, горничной».
Как выяснил историк Виталий Жихарев, хозяина поместья звали Адам Флорианович Трежесковский, он был поляком, участником Кавказской войны. По его фамилии назван посёлок Трежесковка в Аннинском районе Воронежской области. По соседству находится и село Рамонье (в мемуарах Аллилуева – Раменье), где бабушка и дедушка Надежды Аллилуевой жили после освобождения от крепостной зависимости.
Возможно, помещику Трежесковскому Аллилуевы достались в качестве приданого после женитьбы на помещице Варваре Спешневой из Новохоперского уезда. Но теоретически, как предполагает Жихарев, Трежесковский мог купить крестьян в других местах, даже необязательно в Воронежской губернии. Фамилия Аллилуевых имеет русское происхождение, их имена взяты из святцев. Учитывая малую социальную мобильность крепостных крестьян в XIX веке, обоих родителей Сергея Аллилуева, вероятно, можно считать русскими.
Однако и здесь не обойтись без оговорок. «Наполовину цыганом» Сергей Аллилуев, конечно, не был. Но одна из его бабок (жена Трофима или Прокофия) была цыганкой. Оседлые цыгане издавна встречались в Новохоперском уезде Воронежской губернии. Именно от этой женщины в роду Аллилуевых закрепились такие черты внешности, как смуглая кожа, худощавое телосложение и большие чёрные глаза. Похожим на цыгана считали и Сергея Аллилуева, и его дочь Надежду, а в особенности её брата, Павла Аллилуева.
В сухом остатке
История семьи Аллилуевых показывает, что во второй половине XIX века Российская империя превращалась в «плавильный котёл» национальностей. Особенно активное смешение народов происходило на Кавказе (Надежда Аллилуева родилась в Баку).
Подсчёт национальных долей в родословной жены Сталина даёт противоречивые результаты. С одной стороны, русской крови у Надежды Аллилуевой было меньше половины. С другой стороны, русские предки дали ей 3/8 доли генов. Русская часть крови у неё была преобладающей по сравнению с остальными. Каждая из прочих национальностей дала лишь 1/8 долю крови Надежды Аллилуевой: цыганская, украинская, грузинская, польская и немецкая. При этом славянская составляющая равнялась 5/8 долям.
Стоит учитывать традиционно патрилинейный подход к определению национальности у большинства народов. И здесь определяющей была как раз русская линия, пошедшая от прадеда Надежды Аллилуевой – крепостного крестьянина Трофима Аллилуева. Поэтому грузинские товарищи Иосифа Сталина вовсе не ошибались, когда называли Надежду Аллилуеву «русской женой». Что же касается её детей Светланы и Василия, то в них количественно преобладала грузинская кровь, доставшаяся им как по линии отца, так и по линии матери.
Вместе с тем, национальность конкретного человека – это не только история его происхождения от той или иной человеческой популяции, но ещё и социальный конструкт. Верхушка партии большевиков тяготела к интернационализму и полному забвению национальных корней. Очень характерно высказывание Василия Сталина, который однажды сказал Светлане: «А знаешь, наш отец раньше был грузином». Вероятно, Надежда Аллилуева тоже практически не задумывалась о своей этнической принадлежности.