Немецкого офицера люфтваффе Генриха Айнзиделя называли «надеждой Гитлера». Он и впрямь подавал огромные надежды, будучи потомком самого Отто фон Бисмарка, до тех пор, пока его «Мессершмитт» не был сбит под Сталинградом в августе 1942-го.
От потомка Бисмарка до пленника
К началу войны правнуку канцлера Германии только исполнилось 20 лет. Являясь по рождению графом фон Айнзиделем, аристократ получил от Гитлера личное напутствие «навести шороху» у русских. Как признавался позже в своих мемуарах носитель «голубых арийских кровей», в него верили и доверяли ему ответственные задания.
К сожалению, не сохранилось документов об образовании, поэтому неизвестно, где он обучался летному делу. В своих мемуарах «Дневник пленного немецкого летчика. Сражаясь на стороне врага. 1942-1948» Айнзидель называет точное количество сбитых им самолетов до того момента, как сам он оказался подбит. Однако последний бой, где ему удалось уничтожить советский истребитель ЛаГГ, граф описывает как фатальное происшествие, рок, который и привел к провалу. Для своего оправдания «ас люфтваффе» напомнил, что в плен его взял Герой Советского Союза.
Как идеологически перековать немца
В плену юноша подвергся массированной обработке, особенно после заявления о том, что он является внуком Бисмарка, прозвучавшем как сенсация и настоящая удача для русских. «Перевербовка» происходила по выверенному плану — побои и моральное давление. В итоге теперь уже бывший граф быстро перешел в «стан большевиков» и неоднократно заявлял, что Германия была «неправа, начав войну с СССР». Подробности этого периода жизни детально описаны в автобиографии Генриха, который к тому времени стал убежденным коммунистом.
Как пишет немецкое издание «Шпигель», летом 1943 года потомок Бисмарка получил должность в антифашистском объединении «Свободная Германия». Его обязанностью стала агитация против войны со стороны Германии. Слова бывшего фашистского офицера оказывали настолько серьезное влияние, что министр пропаганды Третьего Рейха, Геббельс, собственной персоной проводил встречную пропаганду, называя Айнзиделя «аристократом, продавшимся коммунистам».
Также газета Spigel сообщала, что через «идеологическую наковальню» летчик прошел в Красногорске, в лагере для военнопленных. Переродившись в полезного для Советов гражданина, он начал читать Маркса и отмечал, что русские были более культурными, чем описывала их немецкая пропаганда. В свою очередь, советское руководство использовало его по полной: заставляло делать воззвания по радио, вывозило на передовую, чтобы он произносил речи для немецких солдат, призывая их сдавать оружие, то есть, всячески подавляло через него боевой дух Германии.
Работа в Бундестаге
Просидев в лагерях до 1947 г, Генрих получил право вступить в соцпартию Германии и работать в просоветском издании Tägliche Rundschau. Через год было позволено эмигрировать. В официальных списках Бундестага Айнзидель значится как военный и писатель, который с 50-х годов активно занимался политической карьерой сначала в СДПГ, а после в Партии Демократического централизма. В 1994 г, уже будучи военным пенсионером, он избирался в числе саксонских социалистов, так особо и не проявив себя в качестве политика. Прожив непростую, но долгую жизнь, Генрих Айнзидель скончался в 2007 году в возрасте 86 лет.