Смерть Владимира Ленина вот уже столетие окутана тайнами. Версия об отравлении, озвученная Львом Троцким, давно стала частью исторического фольклора. Однако куда менее известен другой, шокирующий аспект этой драмы: согласно собственным записям Иосифа Сталина, с просьбой о яде для Ленина к нему обращалась супруга вождя, Надежда Крупская. Причиной назывались невыносимые страдания самого Ильича, умолявшего положить конец его мучениям.
«Умереть, как Лафарги»
Первые грозные симптомы неизлечимой болезни проявились у Ленина весной 1922 года. Несмотря на диагнозы врачей, сам Владимир Ильич, по воспоминаниям современников, с мрачной прозорливостью предрекал: «Помяните мое слово, кончу параличом». Его предсказание сбылось: в мае случился первый удар с частичным параличом, а в декабре — второй, лишивший его способности говорить и двигаться.
Для деятельного, полного сил пятидесятилетнего человека это стало катастрофой. Идею добровольного ухода из жизни, когда тело становится тюрьмой для разума, Ленин вынашивал давно. Как писала Надежда Крупская, он восхищался поступком Поля Лафарга — видного марксиста и зятя Карла Маркса, который в 1911 году вдвоем с женой принял яд, не желая быть обузой в старости. «Если не можешь больше для партии работать, надо уметь посмотреть правде в глаза и умереть так, как Лафарги», — не раз повторял Ленин.
Просьба о яде
Гибель Александра Дедюшко: что на самом деле произошло со знаменитым актёром
Стоит отметить, что 9 марта 1923 года произошел третий приступ тяжелой болезни Владимира Ильича: наступил паралич правой половины тела и резкое поражение речи. Поэтому Волкогонов недоумевает, как Ленин, лишенный способности говорить, передал упомянутую просьбу Надежде Константиновне. «Возможно, жестами» — предполагает автор. Интересно, что в дневнике за 17 марта того же года было зафиксировано, что Ильич «хорошо пообедал». Чуть позже он хотел высказать какую-то мысль, но не смог этого сделать и разнервничался так, что ему пришлось дать брома. Историк Борис Соколов считает, что в тот момент Ленина взволновала именно мысль о самоубийстве.
К Сталину за помощью
Тот же Борис Соколов в своей книге «Ленин и Инесса Арманд» пишет о том, что Сталин в записке также указал, что Крупская «сообщила, что пробовала дать калий, но «не хватило выдержки»». Поэтому, опять же по словам самого Иосифа Виссарионовича, жена вождя потребовала «поддержки Сталина». Неясно, где Надежде Крупской удалось достать яд, и зачем, если калий у нее уже был, она попросила Сталина снова «достать» его и передать Владимиру Ильичу. Однако при обращении к Сталину Крупская якобы настаивала на том, чтобы он не отказывал Ильичу в его последнем желании. И Сталин не отказал, заявив: «Прошу В. Ильича успокоиться и верить, что, когда нужно будет, я без колебаний исполню его требование».
Однако через несколько дней, 21 марта 1923 года, Сталин «вынужден был отказаться от этой миссии, как бы она ни была гуманна и необходима». О своем решении Иосиф Виссарионович сообщил членам Политбюро в письменном виде. Тем не менее слухи о том, что Сталин отравил Ленина стали распространяться сразу после смерти вождя пролетариата, в особенности в эмигрантских кругах. Одним из первых эту версию вынес на суд общественности Лев Троцкий, опубликовавший статью «Отравил ли Сталин Ленина?». Между тем, в качестве доказательства своих слов Троцкий опять-таки приводил высказывания самого Сталина на заседании Политбюро о просьбе Ильича достать для него яд. «Мучается старик» — в заключении добавил тогда Иосиф Виссарионович.

