Согласно официальной историографии боевые столкновения советских и американских летчиков в годы Холодной войны происходили исключительно в небе третьих стран. Это ошибочное мнение. В 1950-м году на территории Дальнего Востока произошел инцидент, во время которого два американских истребителя-бомбардировщика безжалостно расстреляли советский аэродром, а затем безнаказанно вернулись на свою базу…
Ошибка или коварный расчет
Как ни странно, сегодня об этой истории практически забыли, хотя она поражает наглостью и беспринципностью американских пилотов. При этом детали конфликта оказались настолько неудобными для руководства обеих стран, что о них старались не говорить на протяжении более полувека. В то же время самое удивительно состоит в том, что косвенным виновником конфликта можно считать войну в Корее, во время которой США поддерживал силы юга полуострова, а СССР совместно с Китаем север страны. Основные сражения между СССР и США во время корейского конфликта 1950-х годов развернулись между военными летчиками обеих стран. При этом если берега США находились достаточно далеко от места боевых действий, то до границы с СССР было, как говориться «рукой подать». Данное обстоятельство и позволило произойти инциденту, случившемуся 8 октября 1950 года. Два истребителя ВВС США F-80C «Шутинг Стар» пересекли государственную границу СССР и углубились более чем на сто километров вглубь страны. Вскоре на их пути появился военный полевой аэродром «Сухая речка», расположенный в 165 километрах от Владивостока. Американские истребители будто только этого и ждали. Они совершили два боевых захода, во время которых безжалостно расстреляли находящиеся на земле самолеты Р-63 «Кингкобры», полученные Советским Союзом в лизинг. Согласно официальным данным шесть самолетов получили существенные повреждения, а один сгорел полностью. В то же время пилоты и технический персонал советского аэродрома в воспоминаниях, опубликованных в прессе, не однократно утверждали, что американцами было уничтожено более двадцати самолетов. При этом факт повторного захода для атаки, полностью исключает ошибку пилотов, которые прекрасно видели, в кого стреляют.
Сколько мы вам должны?
Самое неприятное в данной истории состоит в том, что американцам никто даже не попытался дать отпор. Командир полка полковник В.И. Савельев на момент инцидента отсутствовал на территории аэродрома, а его заместитель подполковник Н.С. Виноградов приказа об ответной атаке своевременно не отдал. Впоследствии оба военных предстали перед трибуналом и были понижены в должностях. Тем не менее, подобная наглая провокация не могла остаться без ответа и международного обсуждения. Американцы это прекрасно понимали и уже на другой день 9 октября 1950 года самостоятельно в ООН подняли вопрос о том, в какую сумму СССР оценивает нанесенный ущерб, который США готовы немедленно компенсировать. Причем Президент США Гарри Трумэн лично извинился перед руководством СССР, полностью признав вину своих летчиков.
В качестве наказания был отправлен в отставку командующий ВВС США, а пилоты дисциплинарно наказаны. Тем не менее, несмотря на официальные извинения, оправдания американцев выглядели крайне нелепо. По их заявлению, пилоты просто заблудились в сильной облачности и по ошибке залетели на территорию СССР. Когда они увидели под собой аэродром с самолетами, на которых красовались звезды, они приняли их с северокорейские боевые машины и только поэтому атаковали. Однако, по мнению советских летчиков, данные объяснения не выдерживают никакой критики. Погода над аэродромом в момент атаки стояла солнечная, а отличить опознавательные знаки самолетов СССР и КНДР смог бы даже ребенок, не говоря о военных летчиках. Тем не менее, извинения на самом высоком уровне были принесены, ущерб компенсирован, а сам скандал поспешили замять.
В то же время советские летчики были уверены, что инцидент на «Сухой речке» оказался своеобразным эмоциональным ответом СССР от американцев за потери ВВС США в Корее. Хотя в пользу американской версии можно привести тот факт, что уже в двухтысячных годах западные журналисты нашли одного из двух американских пилотов, атаковавших «Сухую речку». Пожилой человек, подтвердил, что их самолеты, действительно, заблудились в низких облаках, висевших в пограничных районах СССР, и по ошибке атаковали русский аэродром, вместо запланированного северокорейского аэропорта Чхонджин. Сказать утвердително так это или нет, сегодня уже невозможно, но после инцидента на «Сухой речке» на приграничных военных аэродромах было введено круглосуточное дежурство пилотов, чтобы в случае аналогичной «ошибки», американских летчиков вернуться домой они бы уже не смогли.