08/12/19

Наталья Сергеева: как дочь белого генерала чуть не сорвала высадку союзников из-за своей собаки

Дополнительную информацию о работе этого двойного агента русского происхождения британские спецслужбы обнародовали в начале нулевых. О том, насколько ценным разведчиком была Наталья (Лили) Сергеева, говорит ее позывной – «Treasure» (Сокровище).

Почему ей верили в Абвере

В книге британского публициста Бена Макинтайра «Double Cross» («Двойная игра») описывается, что Наталья Сергеева, сменившая в эмиграции имя на Лили, приходилась племянницей генералу Евгению Миллеру, видному деятелю белоэмигрантского движения за рубежом. До начала Второй мировой войны она уже была достаточно известной парижанкой – знала несколько языков, путешествовала (пешком пересекла Европу и на велосипеде в одиночку добралась из французской столицы до сирийского Алеппо). В качестве журналистки интервьюировала «второго человека в Рейхе» обергруппенфюрера СС Германа Геринга. Хорошо рисовала (сохранились некоторые работы Сергеевой).

Все эти факты вместе взятые, плюс наличие множества родственников в Европе и особенно в Великобритании, сыграли на руку 25-летней Лили Сергеевой, когда она в 1940 году в оккупированной немцами Франции предложила себя Абверу в качестве агента разведки.

Агент «Трэмп-Сокровище»

Свою шпионскую биографию Лили Сергеева описала в воспоминаниях, дважды издававшихся за рубежом – первое издание называлось «Одна», второе – «Одна против Абвера». Судя по дневникам разведчицы, немцы из-за различных накладок долго, в течение трех лет, не могли ее переправить в Испанию, из которой Сергеева должна была переехать в Англию и обосноваться там для работы на Абвер. Переезд стал возможен только осенью 1943 года. Причем, как писала сама Сергеева, разведчица в британском консульстве в Испании на вопрос сотрудника представительства, зачем ей в Англию, ответила: «Шпионить на немцев». Англичанин воспринял это как удачную шутку. Сергеева заявила, что не врет. Ей поначалу не поверили, но в итоге шпионка все же стала двойным агентом с кодовым именем «Сокровище» (у немцев ее псевдоним – «Трэмп»).

Сергеева была личным агентом майора Эмиля Климмана, курировавшего германскую разведсеть в Британии. Автор книги «Игры лисиц. Секретные операции абвера в США и Великобритании» Ладислас Фараго писал, что Сергеева обладала даром располагать к себе людей, и Климман безоговорочно доверял ей. Агенту «Трэмпу» было поручено добыть сведения о предполагаемом месте концентрации главных военных сил англичан – гитлеровцы ожидали их высадки, оставалось только вычислить, где это произойдет – в Нормандии или в проливе Па-де-Кале. По заданию Абвера Сергеева должна была поселиться на юго-западе Англии и доложить, не скапливаются ли английские войска и плавсредства напротив побережья Нормандии.

Двойной агент участвовала в радиоигре с Абвером, передавая немцам подконтрольную англичанам информацию. Сергеева была одним из ключевых участников операции союзников «Fortitude» («Стойкость») по передаче немцам дезинформации. Ладислас Фараго писал, что в марте 1944 года, когда встал вопрос о быстром обмене информации с Абвером, шпионка убедила Эмиля Климмана передать ей личный радиопередатчик (уникальный случай для Абвера, раньше подобного у немцев не практиковалось). Сергеева в результате стала весьма ценным агентом в операции «Стойкость», ее информация, отвлекавшая внимание гитлеровцев от Нормандии, очень помогла англичанам.

Дама с собачкой

У Сергеевой, когда она только начинала свою шпионскую карьеру, было одно условие: работать на Абвер (а позже и на МИ-5) в Британии женщина соглашалась только если на остров разрешат доставить ее любимого фокстерьера Бабса. Немцы с этой блажью смирились и пообещали привезти собаку (Бабс, по британским законам, должен был находиться в шестимесячном карантине в Гибралтаре перед тем как попасть в Англию). В итоге пес в карантине умер, и Сергеева, узнав об этом, пришла в ярость.

Эмиль Климман передал агенту «Трэмпу» спецсигнал, означающий, что она работает под контролем британцев – для использования в случае провала. К тому времени англичане уже заканчивали подготовку ко «Дню Д» – операции по высадке войск в Нормандии. Неизвестно, как бы себя повела двойной агент, если бы «Сокровище» не обмолвилась о намерении отомстить за обман с Бабсом своему куратору из МИ-5.

Сергееву заменили на другого разведчика, и радиоигра с Абвером была доведена до конца. Абвер настолько доверял агенту «Трэмпу», что еще в течение полутора месяцев после высадки союзников в Нормандии командование вермахта оставляло самые боеспособные части в проливе Па-де-Кале.

Агентство «Рейтер» со ссылкой на рассекреченные данные британских спецслужб называет двойного агента «Treasure» одним из лучших за всю историю английской разведки. Правда, кураторы Сергеевой в МИ-5 считали ее хоть и крайне ценной, но все же очень темпераментной и вздорной шпионкой. Сергеева часто скандалила, а история с ее фокстерьером Бабсом едва не закончилась срывом операции с высадкой союзников СССР в Нормандии.

Тридцатипятилетняя Лили Сергеева умерла в США от болезни почек. Книгу о своих довоенных путешествиях она успела издать при жизни, а мемуары разведчицы, как пишет британское издание «Гардиан», с разрешения спецслужб были опубликованы после смерти агента «Сокровище».