Врачи и историки называют официальной причиной смерти Сталина инсульт. Но еще с самого первого дня со дня кончины вождя уверенно ползут слухи: генсека отравили. Кто-то приписывает это внешний врагам страны, кто-то говорит, что тут приложили руку сами партийные деятели из верхушки — уж очень боялись нового витка репрессий. У сторонников теории о насильственной гибели Сталина есть несколько веских аргументов, один из них — слова, брошенные личным телохранителем Сталина во время суда.
Сталин в последние годы жизни
Мнительный и подозрительный от природы, в последние годы жизни Сталин стал самым настоящим параноиком. Если раньше окружение лидера считало его просто очень осторожным человеком, то к началу 50-х стало понятно: вождь стал болезненно мнительным. Железному Кобе всюду мерещились отравители и заговорщики.
Так, например, почти перед самым концом вождь начал принципиально менять свою службу охраны. И это вопреки тому, что многие из этих людей прошли с ним через самые страшные годы партийной борьбы за власть и огненный смерч Великой Отечественной войны.
Таким человеком был Николай Власик, начальник личной охраны генерального секретаря. Человек, глубоко лично преданный Сталину.
Он приступил к выполнению своих обязанностей еще в 1927 году, в тот момент, когда старая ленинская гвардия, чуть ли не локтями друг друга расталкивая, активно боролась за власть в стране.
Власик не напрасно занял свою должность: в 27-м году в здании комендатуры на Лубянке произошел теракт, после чего и было решено усилить личную охрану первых лиц государства. Вообще, в тот момент неожиданные и очень странные смерти лидеров советских коммунистов не были редкостью. Так, например, загадочной смертью умер товарищ Артем, близкий друг Сталина. Генсек, скорбя об утрате боевого товарища по революции, взял на воспитание его сына, а в гибели Артема всю оставшуюся жизнь винил агентов Льва Троцкого (возможно, впрочем, что и беспочвенно).
Суд над Власиком
В свое время Николай Власик был доверенным лицом Сталина. И, пожалуй, мало кто в стране мог сравниться с ним по степени влияния и могущества. Всесильный телохранитель со временем полностью стал распоряжаться организацией досуга Сталина, был постоянным участников сталинских пиров. Ему разрешалось сидеть за одним столом с вождем и даже фотографировать генсека.
Вообще Власик был человеком простым и грубым. Ему были не чужды такие нехитрые жизненные ценности, как водка и женщины (о чем пишет доктор исторических наук О. Хлевнюк в книге “Сталин: жизнь одного вождя”). А еще иногда он допускал огромные промахи: в 1942 году машину, в которой ехал Микоян, обстрелял психически больной красноармеец. После этого случился огромных размеров скандал, но Власик тогда усидел на должности.
Звезда его закатилась в 1952 году, когда он был арестован по типичному для того времени обвинению в предательстве. Ему дали десять лет лагерей, лишили всех правительственных наград и званий. Известно, что во время суда опальный телохранитель произнес фразу «Не будет меня, не будет и Сталина».
Оказалось ли его пророчество вещим, или глава охраны знал что-то о потенциальном покушении на вождя — точно неизвестно. Но, даже если Сталин действительно умер от инсульта, то, возможно, близость к нему лично преданного Власика могла бы спасти жизнь диктатору. Известно, что ближайшее окружение Сталина очень сильно не спешило вызывать ему врача, а поэтому последствия от инсульта стали необратимыми. Будь рядом верный телохранитель, он бы скорее привел к умирающему вождю доктора.