Царь Иван Грозный был неравнодушен к музыке. Он не только любил слушать церковное пение, но и участвовал в исполнении лично. Также государь время от времени сочинял песни, о чём свидетельствуют сохранившиеся записи на плите одного из храмов Переславля-Залесского.
Музыка для души
Во времена правления Ивана IV на Руси получило распространение многоголосое пение, которое ранее было популярно только в Новгороде и Пскове. Решением Московского Собора 1551 года духовенство обязали организовать детские школы, где священники обучали бы не только грамоте, но и «церковному пению псалтырному».
В царской резиденции в Александровской слободе функционировала старинная консерватория, в которую собирались со всей Руси лучшие певчие и композиторы того времени. Её яркий представитель – Иван Нос – стал первым музыкальным теоретиком России, а его «коллега» Фёдор Крестьянин (или Христианин) получил известность как музыкальный преподаватель.
Песня от царя
Иван Грозный занимался не только популяризацией музыки, но и сам её сочинял. До наших дней дошли «Творение царя Иоанна, деспота российского» и «Творение царёво», к которым государь мог не только написать музыку, но и слова.
Любимым жанром Грозного были стихиры. Такие песнопения исполнялись во время утрени или вечери. Начинались они с текста одного из псалмов, после чего продолжались логически связанным с его смыслом прославлением какого-либо современного события или человека. Например, одна из стихир посвящена сретению Владимирской иконы Божьей Матери. Считалось, что она в 1395 году спасла Русь от нашествия Тамерлана. Другой шедевр песенного творчества наши предки посвятили московскому митрополиту начала XIV века Петру, который перенёс туда митрополичью кафедру из Владимира.
Царские стихиры отличаются «суровой» музыкой, исполняются они мужскими голосами в унисон. Кроме того, композиции «разбавляются» фитами – различными «музыкальными фишками» (вроде позднейших триолей или мордентов). Их использование стало настолько популярным, что появились специальные сборники – фитники, позволяющие подбирать наиболее подходящие варианты исполнения.
Стоит отметить, что Иван Грозный был не единственным царём, который не только любил духовную музыку, но и сочинял её. «Меломаном» можно считать и Фёдора Алексеевича, старшего брата Петра I.