На Руси существовали целые категории мужчин, к которым общество относилось с суеверным страхом и пренебрежением. Их ремесло считалось «нечистым», а сами они — близкими к потусторонним силам. Но, как это часто бывает, именно эти «изгои» выполняли жизненно важную работу, без которой нормальное существование общества было бы невозможным.
Мастера с душой дьявола
В деревенской и городской среде особой мистической аурой были окружены ремесленники, чей труд казался почти волшебством. Мясник, управляющийся с тушей; печник, складывающий сложную систему ходов; кузнец, повелевающий огнем и металлом; гончар, создающий из бесформенной глины посуду; и даже банщик-брадобрей — все они, по мнению обывателей, обладали тайными, почти бесовскими знаниями.
Их профессионализм часто объясняли не мастерством, а связью с нечистой силой. Тем не менее, от их услуг не отказывались: печи нужно было класть, косы — ковать, а бороды — брить. «Нечистота» происхождения ремесла не мешала его монетизации — если мастер делал свое дело хорошо, продукт его труда всё равно покупали.
Скоморохи
Скоморохи, эти странствующие актеры Древней Руси, были, по выражению доктора философских наук Сергея Юркова, «потенциальными изгоями». Их театральные, часто утрированные и облеченные в ненормативную лексику представления, отклонялись от общепринятых норм поведения.
Что было не так с самолетом, на котором разбился Юрий Гагарин
Их воспринимали как чудаков и маргиналов, но их «нечистые» действа публика смотрела с живым интересом. Эта умышленная грубость и похабность, как считают историки, была эффективным инструментом — простыми и доходчивыми формами донести до народа важные мыслы и социальную сатиру.
Золотари
По словарю Федора Ушакова, золотарь – профессиональный чистильщик отхожих мест (одно из значений слова; второе касается ювелиров). В просторечии – отчерпыватель выгребных ям. Это, соответственно, были мужчины, горожане, возчики телег с бочками, в которых находились вычерпнутые из «поганых» ям нечистоты. Таких ям в густонаселенном городе было много, и поэтому золотари на Руси в крупных поселениях не являлись представителями редкой профессии – такие люди требовались всегда. Золотари не котировались, но в них неизменно нуждались.
Отторжение золотарей как парий в социуме плебса было связано всего лишь с одорологической спецификой их профессии, и только. На самом деле, ассенизаторы (этот статус очистители коммунальной скверны получили «сильно потом», ориентировочно в начале ХХ века) были первыми экологами на Руси. Во многом именно благодаря им в нашей стране не было массовых эпидемий с многотысячными жертвами. Древнерусские летописи свидетельствуют: до XI века на Руси этой заразы не существовало; она началась с иностранным нашествием (чем крепче становились дипломатические отношения Европы и России, тем впоследствии интенсивнее в нашем отечестве распространялись инфекционные заболевания, привносимые извне.
Детали жесткого фильма Зюскинда «Парфюмер» и высказывания шевалье де Брильи в «Гардемаринах, вперед!» по поводу гигиены в русской бане, где «… в этом угаре русские занимаются развратом и вакханалией» – суть художественная квинтэссенция действительности. В Европе вообще на протяжение веков (не меньше, да) не существовало аналогов такой «нечистой» профессии как русский золотарь. И о бане там очень долго понятия не имели. Европейцы просто не мылись. Месяцами, годами (!). Это документально подтверждено.
Поэтому там и люди мерли в результате антисанитарных эпидемий сотнями тысяч, чума выкашивала города.
А на Руси золотарь воздух не озонировал. Но, испокон веку, по-своему, способствовал регулированию экологической ситуации (подсознательно, и эпидемиологической тоже).

