03/09/22

Неизвестная война на Аляске: как советские чукчи сражались с американскими эскимосами в 1947 году

Благодаря фильму «Начальник Чукотки» советские зрители представляли чукчей миролюбивым народом, живущим по принципу «моржа стрелять можно, человека стрелять нельзя». Однако на самом деле даже после формальной «советизации» чукчи не гнушались вооружёнными набегами на соседей-эскимосов. Последний крупный конфликт между коренными народностями Арктики, волей судьбы оказавшимися по разные стороны государственной границы, произошёл в 1947 году.

«Все эскимосы живут очень хорошо»

Отношения чукчей с эскимосами, жившими на другом берегу Берингова пролива, регулярно омрачались боевыми действиями. И чаще чукотский воинский клич «Ав-ач!» звучал громче эскимосского клича «Ира!». Столетиями чукчи уводили в плен женщин и детей соседнего народа. Благо переправлять их было недалеко, учитывая возможность промежуточных остановок на островах Диомида. Захватчикам требовалось совершить лишь два «марш-броска» по воде или льду протяжённостью около 40 километров каждый.

В XX веке чукчи рассматривали стойбища эскимосов как источник ценных товаров – ножей, посуды и прочих предметов домашнего обихода. Советским туземцам было чему завидовать. Например, во время визита колхозников Чукотки на остров Святого Лаврентия в 1947 году они были просто поражены уровнем жизни коренного населения Америки.

«Все эскимосы живут очень хорошо, в домах с электрическим освещением. Молодёжь спит в кроватях, старики в пологе. Кухлянки (верхние рубахи) у всех из сукна, а сверху красивые цветные комлейки (одежда из оленьих шкур)», – рассказывал инструктор Чукотского райкома ВКП(б) товарищ Токай в статье журнала «Источник» (№ 1/1995).

Местные власти отмечали сильное влияние США на чукчей. Посещая друзей и родственников на Аляске, они могли воочию видеть преимущества капиталистического строя перед социалистическим. 

Разбойничья вылазка или провокация?

Воспользовавшись фактической открытостью границ, неустановленная группа чукчей высадилась в 1947 году в районе городка Уэйлс (ныне зона Ном, Аляска). В этом месте традиционно проживает эскимосский народ инупиатов (ранее – инюпики). Чукчи разграбили оленеводческие стойбища, убили несколько десятков жителей Уэйлса и вернулись на советскую территорию. Разбойники так и не были найдены. Однако чиновники с обеих сторон границы сделали всё, чтобы не раздуть «советско-американский конфликт». Дело в том, что международная обстановка в районе Берингова пролива с началом холодной войны и так сильно обострилась.

С 1945 года Сталин частями перебрасывал на северо-восток 14-ю общевойсковую армию, воевавшую в годы Великой Отечественной на Кольском полуострове. Неизвестно, какой была основная задача этого формирования – оборона или, как считают некоторые публицисты, подготовка к нападению на побережье США. Ясно одно – в случае начала войны Чукотка и Аляска рассматривались в Кремле как зона потенциальных боевых действий. На Аляске к тому времени сильно укрепились Соединённые Штаты. Северное побережье Тихого океана сыграло важную роль в войне с Японией. Здесь были созданы военные базы и аэродромы со 100-тысячным контингентом, которые сохранили своё значение и после 1945 года. 

«В 1946 году американские военные провели на Аляске полугодовые маневры своих войск, – отмечает историк Андрей Самохин. – Их целью было испытание различных видов оружия и техники при низких температурах. Были испытаны танки М-24, орудия калибра 75 мм, стрелковое оружие и арктическое обмундирование, совершён переход вездеходной техники по безлюдной канадской тайге и тундре протяжённостью более 5 000 км. Началось создание отрядов резервистов из эскимосов общей численностью 1 500 человек».

Учитывая всё вышеизложенное, чукотское нападение вполне могло быть провокацией, спланированной советскими военными. Её цель, возможно, заключалась в том, чтобы в очередной раз столкнуть эскимосов (потенциальных разведчиков врага) с чукчами и либо спровоцировать первых на ответные действия, либо окончательно отвадить их от нарушения государственной границы.