Сирота при живых родителях
Савелий Крамаров родился в семье, которую 1937 год перемолол без жалости. Его отец, Виктор Крамаров, был преуспевающим московским адвокатом. В 1938-м его арестовали, дали восемь лет лагерей. Сыну тогда было четыре года. Отсидев срок, отец не получил права вернуться в Москву — осел в Сибири. В 1950-м его взяли снова. Там он и умер. Реабилитируют его посмертно, но Савелий узнает об этом много позже.
Мать, Бенедикта Волчек, осталась одна с ребенком. В 1948 году, когда Савелию было 16, она умерла от рака. В 40 лет. Рак унес и бабушку, и еще нескольких родственников. Для подростка, только что потерявшего отца (пусть заочно, но все же), смерть матери стала ударом, определившим всю его дальнейшую жизнь.
Мальчика не отдали в детдом — его взял дядя. Но чувство беззащитности перед страшной болезнью, которая выкашивает его семью, поселилось в нем навсегда. Крамаров рано понял: он должен сделать все, чтобы не повторить судьбу матери.
Американский рецепт для советского человека
В поисках защиты Савелий наткнулся на систему Поля Брэгга — американского натуропата, популяризатора голодания и здорового образа жизни. Книга «Чудо голодания» стала для него настольной. И Крамаров внедрил ее в жизнь с фанатизмом неофита.
Он перестал есть соль. Отказался от шоколада, чая и кофе. Ни капли алкоголя — ни при каких обстоятельствах. Его рацион составляли крупы, свежие овощи и фрукты. Он регулярно голодал, проводил очистительные процедуры. Каждый день бегал. А когда эмигрировал в США и поселился в Лос-Анджелесе, добавил к бегу океан — плавал до изнеможения.
В советском киношном мире, где застолья были нормой, а отказ от рюмки часто воспринимался как чудачество, Крамаров держался особняком. Он был чудаком. Но чудаком последовательным.
Рок не обмануть
Система работала. Крамаров выглядел бодрым, полным сил. Он прожил 61 год — на 20 лет больше матери. Казалось бы, победа. Но в 1994 году врачи поставили диагноз: рак прямой кишки.
По словам близких, актер не мог в это поверить. Столько лет борьбы — и вот оно, то самое слово, которого он боялся всю жизнь.
Тем не менее, ему сделали операцию и даже провели несколько сеансов химиотерапии. После чего у Крамарова начались проблемы с сердцем, обнаружился тромбоз, а после произошел инсульт. Савелий Викторович потерял зрение, речь и способность передвигаться. В 1995 году его не стало.
Академик Николай Друзьяк считает, что артисту не удалось избежать участи своей матери во многом благодаря неправильной диете, которая поспособствовала «ощелачиванию организма». Однако современные врачи больше склоняются к мнению, что немаловажную роль в судьбе актера сыграла наследственность, коей так и опасался Крамаров.

