24/04/19

«Нерчинский договор»: какие земли России Китай считает своей территорией

Предыстория этого кажущегося курьёзным вопроса восходит к XVII веку.

Первое российско-китайское размежевание

В середине XVII века казаки начали активно проникать в Приамурье. Русские поселения возникли по обоим берегам Амура – как левому, так и правому, в Маньчжурии. В 1682 году было учреждено Албазинское воеводство – самая восточная административная единица Московского царства.

После поражения русских войск в войне с Китаем в 1685-1686 годов, на переговорах в Нерчинске в 1689 году граница между Россией и империей Цинь была проведена по реке Аргунь до её слияния с Шилкой, дальше вверх по Шилке до того места, где к ней ближе всего подходит Становой хребет, а оттуда по Становому хребту до Охотского моря. В результате всё Приамурье больше чем на полтора века осталось в составе Китая.

Так продолжалось до середины XIX века. В это время Китай сотрясали внутренние смуты, чем воспользовались европейские державы. Англия навязала Китаю договоры о свободной продаже опиума. Их невыполнение китайской стороной стало поводом для англо-китайских (Опиумных) войн. К Англии присоединилась Франция.

Российским генерал-губернатором Восточной Сибири в это время был граф Николай Муравьёв (позднее награждённый почётным прозвищем Амурский за присоединение к России новых территорий). Он считал, что России тоже надо пользоваться случаем и расширять владения. С его помощью была организована экспедиция капитана Геннадия Невельского к устью Амура в 1849-1853 годах. По её итогам Россия укрепилась в устье Амура на его правом берегу, то есть на территории, считавшейся китайской.

Как Дальний Восток стал российским

В 1858 году граф Муравьёв на переговорах в Айгуне сумел добиться от китайских дипломатов признания новой границы между Россией и Китаем – от слияния Шилки и Аргуни она проходила по устью Амура вплоть до моря. Таким образом, весь левый берег Амура стал российским. Принадлежность Приморского края на правом берегу Амура, где к тому времени были основаны русские посты, не была определена в договоре. Для новых переговоров в Пекин был направлен российский посланник граф Николай Игнатьев.

Циньский Китай продолжали преследовать неудачи. В 1859 году англо-французские войска взяли Пекин и разграбили императорскую резиденцию. В этой обстановке граф Игнатьев убедил китайских министров признать весь Приморский край к востоку от реки Уссури владением России. От верховьев Уссури граница отклонялась к западу, шла через озеро Ханка и несколько хребтов. Благодаря этому к России отошла территория, где в том же 1860-м был основан город Владивосток.

В 1861 году была уточнена граница между Россией и Китаем по рекам Амур и Уссури. Она была проведена по бровке правого берега Амура и левого берега Уссури. Таким образом, всё течение этих рек и все их острова отходили к России. Эта граница существовала без изменений больше ста лет.

Претензии Тайваня

В 1911 году в Китае разразилась революция. В следующем году Цинская династия отреклась от престола. Некоторые окраинные области Китая объявили о своей независимости. Такими стали, среди прочих, Монголия и Урянхайский край (нынешняя Тыва). Российская империя ещё в 1911-м объявила о протекторате над Монголией, а в 1914 году явочным порядком включила в свой состав Урянхайский край.

Китайская республика, образовавшаяся в 1912 году, никогда не признавала сложившихся территориальных изменений. В частности, она отказывалась из-за того, что в 1921-м с советской помощью были провозглашены Монгольская и Танну-Тувинская народные республики. Последняя в 1944 году была присоединена к СССР и сделалась Тувинской автономной областью (с 1961-го – Тувинская АССР) в составе РСФСР.

Китайская Народная Республика, возникшая в 1949 году, признала независимость МНР и вхождение Тувы в СССР. Однако Китайская республика, как продолжало себя называть правительство партии гоминдан, сбежавшее на Тайвань, никогда не считала себя обязанной признавать эти договоры КНР. Все правительства на Тайване неизменно называют себя правопреемниками Китайской республики, которая, в свою очередь, правопреемница империи Цинь. Только в 2002-м Тайвань специальной нотой признал независимость Монголии. Однако заявления об отказе от прав на Тыву пока не сделано и не планируется.

Реальные претензии Пекина

Не следует думать, будто только наследники гоминдана мечтают о китайском великодержавии. Гораздо более серьёзны претензии Пекина на российские территории.

В 1964 году, уступая шовинистической истерии Мао Цзэдуна, правительство СССР выразило готовность уточнить границу с Китаем и провести её по главному руслу рек Амур и Уссури. Возникшие после этого конфликты задержали реализацию данного проекта, однако при Михаиле Горбачёве соответствующий договор был подписан. Выполняла его уже Российская Федерация. Китаю был передан ряд островов на Амуре и Уссури (в том числе знаменитый Даманский) общей площадью несколько сотен квадратных километров. Только в месте впадения Уссури в Амур, напротив Хабаровска, Китаю была передана компактная территория площадью 337 км2, в результате чего граница приблизилась к Хабаровску на 15 км.

Сейчас об этом стараются не вспоминать, но когда в конце 1991 года возникла пауза с государственной преемственностью между СССР и РФ, КНР выступила с официальным требованием восстановить российско-китайскую границу в соответствии с Нерчинским договором 1689-го. Таким образом, Пекин заявил претензию на российскую территорию общей площадью почти миллион квадратных километров с населением более 4 млн человек.

Благодаря тому, что РФ поспешила принять на себя все международные обязательства в части выплаты долгов, ограничения и нераспространения ядерного оружия, дипломатия западных стран, прежде всего США, поддержала правопреемственность РФ от СССР относительно внешних границ. Пекин был вынужден дезавуировать своё заявление.

Однако это не означает, что в Китае отказались от идеи считать российский Дальний Восток своим. Официальная позиция КНР такова: Айгунский и Пекинский договоры были навязаны ей Российской империей под угрозой применения силы, являются неравноправными, а их правовые последствия – нелегитимными. Единственной легитимной границей, с точки зрения Китая, является граница 1689 года. Об этом наглядно рассказывает экспозиция музея китайско-российских отношений в Айгуни – единственного музея на территории КНР, куда официально запрещено пускать граждан России.

Поднебесная считает эти территории своими и ждёт благоприятного момента для их возвращения. Китай уверен в своей вечности: по мнению китайских историков, их государство непрерывно существует 4 500 лет, поэтому оно может позволить себе выжидать. Впрочем, по китайским традиционным понятиям, весь мир вообще является данником Китая, просто некоторые «заморские варвары» ещё настолько невежественны, что пока не знают об этом.