05/01/24

Нестор Махно: за что на самом деле его прозвали «батькой»

В казачьей песне часто упоминается батька-атаман, это образ сильного и мудрого мужчины, видавшего виды богатыря, покрытого шрамами и следами от пуль. Так почему же этого почетного прозвища удостоился субтильный и невысокий анархист Нестор Махно?

Батька

Уважительное обращение “батька” пришло к нам из лихой казацкой вольницы. Не стоит воспринимать его как чистое внутрисемейное обращение: так всякий молодой казак мог обратиться к старшему товарищу, чтобы подчеркнуть свое уважительное к нему отношение.

Иной раз бывало и так, что даже убеленный сединами воин обращался на “батька” к своему более молодому атаману. В целом, “батька” — синоним слова “атаман”, только с выраженной уважительной окрашенностью. А большая часть военной и политической карьеры Махно прошла именно в землях с сильными казачьими традициями.

Нестор Махно происходил из города Гуляйполе, что в Запорожье. Даже само название города напоминало об исторических временах Сечи, о лихой казачьей вольнице, традиции которой в этом приазовском регионе всегда были очень сильны. В период гражданской войны в землях Гуляйпольского района существовало фактически самостоятельное государственное образование – Вольная территория. И на землях этой самоназванной крестьянской республики, которая находилась под контролем войск Нестора Махно, он мечтал создать бесклассовое анархо-коммунистическое общество. Однако реализация этой идеи не состоялась, поскольку республика была зажата в кольце врагов: петлюровцев, деникинцев и красных. С последними у Махно сложились особо странные отношения, так как они во многом сходились в идеологическом плане, но договориться у коммунистов и анархистов не получилось.

Стихи батьки Махно

Свое прозвище Махно получил в том числе и за трепетное, участливое отношение к жизням своих подчиненных. В советские годы махновцев клеймили как особо опасную бандитскую группировку, терроризировавшую юг страны и состоящую только из особо отпетых головорезов, но на самом деле все обстояло несколько не так.

Махновцы, фактически, и были живым олицетворением народа, который на этих землях жил веками. Они были внутренним сопротивлением крестьянства, а не внешней сторонней силой. О том, как относились к Махно бойцы, можно понять из этой цитаты: “Был батька мал ростом и худ, и не силен физически. И тих голосом, и скромен видом. И живуч, как кошка, живуч, как гадюка, вынослив, как сыромятный ремень. Никогда не был растерян, не знал страха, не знал колебаний. И такое превосходство воли и духа было в его глазах, что подчиняться ему — хотели!”

А об отношении самого Махно к своим бойцам можно понять из стихотворного творчества батьки. Мало кто знает, но лидер анархистов был человеком образованным и не был чужд изящной словесности. В годы Гражданской войны Махно было явно не до стихосложения, но странность эмигрантской судьбы завела его в Париж. Город, ставший негласной столицей беглой русской дворянской аристократии. Представителей именно того сословия, которое Махно сильнее всего ненавидел. И именно в Париже, будучи окружен идеологическими врагами, Махно взялся за перо и начал писать стихи, посвященные отгремевшим боям Гражданской войны.

Наиболее выразительным видится его стихотворение “Проклинайте меня”.

Уже первые два его четверостишия в полной мере раскрывают образ Нестора Махно и дают ответ на вопрос о том, почему подчиненные уважительно называли его “Батькой”:

“Проклинайте меня, проклинайте,

Если я вам хоть слово солгал,

Вспоминайте меня, вспоминайте,

Я за правду, за вас воевал.

За тебя, угнетенное братство,

За обманутый властью народ.

Ненавидел я чванство и барство,

Был со мной заодно пулемет…”