Николае Чаушеску – один из самых противоречивых руководителей стран социалистического лагеря. Начав как либерально настроенный коммунист, он был свергнут именно из-за нежелания проводить какие-либо демократические реформы.
Независимый лидер соцстраны
Чаушеску стал во главе коммунистов Румынии и Социалистической Республики Румыния в 1965 году. Первое время его правление ознаменовалось осторожными реформами в духе демократического социализма и «Пражской весны». Хотя он не разрешил образование оппозиционных партий, в его правление вначале возникли независимые общественные организации, резко ослаб цензурный контроль над прессой. В Румынии появился свободный доступ к западной печати. Румынам облегчили выезд за границу в туристические поездки. Чаушеску не препятствовал эмиграции евреев и немцев из Румынии на их историческую родину.
Чаушеску позиционировал себя как независимый национальный политический лидер. Сохраняя членство Румынии в Организации Варшавского Договора (ОВД) и в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ), он в то же время развернул интенсивные контакты со странами Запада, подчёркивая, что СССР ему не указ. Он также развивал отношения и со странами «альтернативного» социализма – Югославией, Албанией, КНР.
Подавление «Пражской весны» советскими танками в августе 1968 года было воспринято Чаушеску как личная угроза. Он не только не предоставил румынские войска для совместной военной операции стран ОВД в Чехословакии, но и осудил эту интервенцию, призвав румын быть во всеоружии для отпора всякому внешнему вторжению. Под этим подразумевалось, прежде всего, если бы СССР вздумал поступить с ним так же, как с чехословацкими руководителями. Для демонстрации своей решимости Чаушеску тогда объявил мобилизацию румынской армии и созвал полумиллионный митинг в Бухаресте.
Стремясь поднять румынскую экономику и в то же время не желая быть марионеткой СССР, Чаушеску прибег к едва ли лучшему решению – он стал получать огромные кредиты на Западе от МВФ и от отдельных стран. На первых порах это имело ощутимый эффект. Но вскоре необходимость расплачиваться по долгам вовлекла Румынию во всё более углубляющийся экономический кризис. В стране год от года усиливались продовольственные проблемы.
В этих условиях Чаушеску в 1970-е годы пошёл на свёртывание своей прежней и без того куцей демократизации. Теперь в сохранении режима личной власти он всё больше опирался на органы безопасности – «Секуритате». Усилилились контроль над общественной жизнью и преследование инакомыслящих. Одновременно семейный клан Чаушеску вызывал раздражение подавляющего большинства румын: их главный «кондукэтор» назначил на ряд высоких государственных должностей свою жену.
«Великая Румыния»
Когда режим испытывает внутренние проблемы, он пытается сыграть на великодержавном национализме. Чаушеску, лично не высказываясь по историческим вопросам, стал поощрять выступления историков и других общественных деятелей, развивавшие идею о том, что румыны и советские молдаване – это одна разделённая нация.
Суть румынской исторической концепции заключается в следующем. До XIX века румынские государства Молдавия и Валахия представляли собой автономные княжества под протекторатом Османской империи. В 1806-1812 гг. Российская империя в результате войны с Турцией присоединила к себе восточную часть Молдавии между реками Днестром и Прутом – Бессарабию. В 1859 году Валахия и оставшаяся часть Молдавии объединились в Румынское национальное государство, которое получило полную независимость от Турции в 1878 году (что с помощью русских войск – этот факт обычно предпочитают не вспоминать). При этом восточная часть Молдавии, населённая теми же румынами, оставалась в составе Российской империи, не имея даже той автономии, которой она обладала при турках. Между Первой и Второй мировой войнами Бессарабия вернулась в Румынию, однако в 1940 году Сталин повторил захватническую политику Российской империи и вторично захватил Бессарабию, включив её в СССР.
Исторические публикации и пресса в Румынии 1970-х годов, с ведома и благословения «кондукэтора», повели усиленную пропаганду «Великой Румынии», за воссоединение с Молдавией и возвращение Румынии также других земель, которыми она обладала в 1918-1940 гг. (Северная Буковина в составе УССР, Южная Добруджа в составе Болгарии).
Такой шовинистический тон румынских государственных СМИ не мог не вызывать раздражения у советских руководителей. 5 августа 1977 года в Крыму между Леонидом Брежневым и Николае Чаушеску состоялся примечательный разговор.
Собеседники не услышали друг друга
Беседа велась по-русски, так как румынский руководитель прекрасно владел этим языком (а советский генсек даже называл его на русский манер Николаем Андреевичем). Брежнев сформулировал претензии по поводу необъективного освещения истории русско-румынских отношений в румынской прессе. Он отметил, что потворство таким настроениям со стороны руководства Румынии означает по сути предъявление территориальных претензий к Советскому Союзу и находится в вопиющем противоречии с собственными заявлениями Чаушеску.
Чаушеску сразу отмёл, будто он выставляет территориальные претензии к СССР. Вместе с тем, он в свою очередь отметил, что советская официальная историческая наука и пропаганда необъективно освещает историю русско-румынских отношений.
Политика Российской империи по отношению к румынским землям была захватнической. Присоединение Молдавии к СССР в 1940 году также ничем не отличалось от царских аннексий. Румынский руководитель напомнил, что Карл Маркс называл Российскую империю тюрьмой народов, и подчеркнул, что советским историкам следовало бы поучиться у Маркса. Также непонятно, почему СССР заявляет себя правопреемником Российской империи в отношении её территорий, несмотря на революцию. Он, Чаушеску, якобы не вправе запретить своим историкам писать об истории Румынии правду. Он также обратил внимание Брежнева на тот факт, что во время своей поездки в Кишинёв в 1976 году он говорил с народом и партийным руководством этой республики на румынском, а ни на каком не молдавском языке. «Я говорил по-румынски, и мне отвечали на том же языке. Нет отдельной молдаванской нации, а есть одна румынская нация», — заявил Чаушеску.
Так собеседники ни до чего в тот момент и не договорились. В дальнейшем, в 1980 году Румыния голосовала в ООН за резолюцию, осуждающую ввод советских войск в Афганистан. В 1984 году Румыния единственная из стран соцлагеря не примкнула к бойкоту Олимпиады в Лос-Анджелесе. Затем выдвинутые Михаилом Горбачёвым лозунги демократизации были восприняты Чаушеску как покушение на его собственную власть. Дистанцирование между СССР и Румынией усилилось.
Румынский лидер не поддержал перестройку и отказался адекватно ответить на назревший во всём румынском обществе запрос на реформы, за что и поплатился. Впрочем, о непосредственных причинах свержения Чаушеску есть разные версии, но это тема для отдельного материала.