Широко известно, что американская сфера ракетостроения в основном базировалась на знаниях и опыте немецкого ученого и конструктора Вернера фон Брауна. В конце войны он сдался войскам США и переехал за океан со своими наработками.
С ним едва не отправился и его главный помощник Гельмут Греттруп, также работавший в Германии над созданием ракеты Фау-2.
Два медведя в одной берлоге
Немецкие ракетные наработки представляли большой интерес и для США, и для СССР. Поэтому охота за специалистами началась задолго до Победы. В ней преуспели американцы, сумевшие захватить и вывезти в свою зону оккупации фон Брауна и Греттрупа. Часть конструкторов и инженеров попала и в руки советских военных, но не столь высокого уровня.
Вскоре на советскую агентуру в Германии вышла жена Греттрупа, сообщив, что ее муж хотел бы работать на СССР, так как считает, что двум «медведям» (ему и фон Брауну) в одной берлоге будет тесно. В обмен он требовал полную свободу. Москва согласилась — после завершения проекта и окончания подписки о неразглашении. Так Греттруп оказался на острове Городомля, что на озере Селигер.
НИИ-88
Здесь в мае 1946 года была создана секретная организация НИИ-88 под руководством Сергея Королева, занимавшаяся ракетно-космическими разработками. Группе Греттрупа, в которую входили не только 170 немецких инженеров, но и советские конструкторы, было поручено создать на предприятии копию ракеты Фау-2.
Следующей осенью на полигоне Капустин Яр были проведены ее успешные испытания, а в 1948 году началась работа над более масштабными проектами — литера «Г». Именно при непосредственном участии Греттрупа были созданы первые советские баллистические ракеты среднего радиуса действия, а позже и крылатые ракеты Г-5.
Конкурентная борьба
Параллельно в Подлипках шла работа над советскими ракетами «Р». Ей руководил «отец» космической отрасли СССР Сергей Королев. Он успешно совместил в новом проекте немецкие и собственные наработки, буквально, «выжав все» из пленных конструкторов. В 1950 году стало понятно, что больше от немецкой стороны «нечего взять», а потому встал вопрос о ликвидации НИИ-88. Осенью предприятие прекратило свое существование, а спустя три года Греттруп с соотечественниками был возвращен в Западную Германию.
Там его попробовали «взять в оборот» американцы, но жена Греттрупа отказалась переезжать в США. Конструктор остался на родине, но уже никогда не занимался ракетами и работал в основном в сфере информационных технологий.