Борцы за всеобщее равенство утверждали – абсолютно вся Россия «стонет под игом» развратных феодалов. На самом же деле, некоторые народы империи могли и не знать о существовании крепостного права. Кто же?
Сибирские народы
Граф Александр Христофорович Бенкендорф, в период правления Николая I занимавший пост главноуправляющего жандармерии, отмечал – в России закрепощён только «народ-победитель», то есть русские, а малочисленные народы (мордва, эсты, чуваши, татары, финны) – свободны.
С учётом занимаемой должности и положения в обществе едва ли Александр Христофорович стал бы бросать слова на ветер. Получается, он знал, о чём говорил.
Главная причина такой «несправедливости» – территориальная. Такие малочисленные народности, как эскимосы, эвенки, нанайцы и прочие, проживали в отдалённых районах Сибири и поэтому не представляли никакого интереса для помещиков. За потенциальными крепостными нужно было далеко ехать, а потом ещё и искать в заснеженных степях, так как сибирские народы вели кочевой образ жизни.
Кавказские народы
«Труднозакрепощаемыми» оказались горцы. Представители кавказских народов не желали подчиняться официальной власти и регулярно вели войны с царской Россией. Они постоянно стремились к автономии и хотели жить по своим собственным законам.
И хотя Российской империи всё же удалось присоединить Северный Кавказ, очагом спокойствия этот регион так и не стал. Горцы Чечни, Дагестана, Черкесии, Абхазии продолжали совершать вооружённые набеги, вступали в открытые столкновения. Наиболее жестокое сопротивление царской власти оказали адыги Причерноморья и Прикубанья. На их закрепощение рассчитывать не приходилось.