Осенью 1942 года в оккупированный немцами Ровно прибыл офицер Пауль Зиберт, которого на самом деле звали Николай Иванович Кузнецов. За полтора года разведчику 4-го управления НКГБ удалось лично убить 11 немецких генералов и высокопоставленных нацистов. Кузнецов передал в Москву схему украинской ставки Гитлера «Вервольф», информацию о подготовке немцев к наступлению на «Курской дуге» и планах германской разведки убить лидеров стран антигитлеровской коалиции.
Полиглот из уральской глубинки
Николай Кузнецов родился в уральской деревне Зырянка в 1911 году. Согласно исследованиям историка, Теодора Гладкова, изучившего 400 томов документов, связанных с разведчиком, он с детства проявил талант к языкам. В местной школе преподавали выселенные петербургские учителя, и немецкому языку Кузнецова учила бывшая фрейлина последней русской императрицы.
Немецкую ненормативную лексику и простонародные выражения парень усвоил благодаря дружбе с лесником, австрийцем по национальности. Впоследствии Кузнецов досконально выучил 6 немецких диалектов, польский и украинский язык, знал эсперанто и речь народа коми.
Николай Иванович участвовал в коллективизации и ликвидации уральских повстанческих отрядов, где его заметили сотрудники ОГПУ. С 1932 года он работал на предприятиях Свердловска, в 1938 году был арестован НКВД и оправдан. По рекомендации наркома внутренних дел республики Коми, Журавлева, направлен к начальнику контрразведки НКВД, Леониду Райхману, как особо одаренный агент. В предвоенные годы работал в Москве и добывал разведанные у иностранных граждан.
Обер-лейтенант Пауль Зиберт
Летом 1942 года в партизанский отряд «Победители» прибыл Кузнецов, скрывавшийся под именем Николай Грачев. В октябре 1942-го под видом обер-лейтенанта тайной полиции, Пауля Зиберта, он отправился в город Ровно — центр рейхскомиссариата Украина. Разведчик общался с немецкими военнослужащими, чиновниками, сотрудниками германской разведки и контрразведки и в дружеских беседах получал ценные разведданные.
Кузнецов, ни разу не бывавший в Германии, демонстрировал такие глубокие знания ее культуры и традиций, что ни один из немцев его даже не заподозрил. Помимо получения информации, перед диверсантом стояла задача по ликвидации руководителя рейхскомиссариата Украина, Эрика Коха, и высших представителей военной и гражданской администрации.
Охота на нацистских боссов
Первую удачную силовую акцию Кузнецов провел 7 февраля 1943 года, когда взял в плен немецкого майора Гаана, перевозившего карту «Вервольфа» — логова Гитлера под Винницей. Дополнительно он получил данные о готовящемся наступлении вермахта на «Курском выступе». По сведениям историка Теодора Гладкова ликвидацией Эриха Коха Кузнецов занимался с весны 1943 года.
Попытки убить нациста предпринимались 20 апреля на параде в честь дня рождения Гитлера и во время личной встречи Николая Ивановича с Кохом. Обе попытки провалились из-за большого количества охраны. Не удалось убить и министра по делам оккупированных территорий Альфреда Розенберга. 20 сентября 1943 года Кузнецов устранил заместителя Коха по финансам, Ганса Геля, и его помощника, Винтера.
Удачные операции и переезд во Львов
По воспоминаниям командира партизанского отряда «Победители», Дмитрия Медведева, 30 сентября Кузнецов гранатой взорвал руководителя управления администрации рейхскомиссариата, Пауля Даргеля. Нацист выжил, но потерял ноги и был вывезен в Германию. Сам Кузнецов получил ранения осколком.
В ноябре 1943 года совместно с партизанами Кузнецов расстрелял генерал-майора Макса Ильгена, который руководил формированием батальонов из русских коллаборационистов. Убит был и личный шофер Коха. 16 ноября разведчик ликвидировал главу юридического отдела рейхскомиссариата Украина, оберфюрера Альфреда Функа, от которого узнал о планах германской разведки убить лидеров «Большой тройки» в Тегеране.
Работа по ликвидации нацистских боссов не помешала Паулю Зиберту получить звание гауптмана и в январе 1944 года с отступающими немцами попасть во Львов. На новом месте разведчик убил начальника канцелярии генерал-губернаторства Галиции, Генриха Шнайдера, и главу правительства, Отто Бауэра. В подпольной работе Кузнецову помогали агенты Иван Белов и Ян Каминский. По данным историка Александра Колпакиди, последней акцией мстителей стало убийство майора немецкой военной полиции, Кантера.
Гибель героев
Весной 1944 года группа Кузнецова решила выходить из Львова и потеряла связь с командованием. Согласно отчету руководителя полиции Галиции, Йозефа Витиска, отряд разведчиков погиб 9 марта 1944-го в окрестностях села Боратин. Переодетые в немецкую форму Кузнецов, Белов и Каминский вступили в бой с УПА и погибли во время перестрелки. По сведениям Теодора Гладкова, главного ликвидатора советской разведки хотели взять живым, но он подорвал себя гранатой.
Останки героев были обнаружены в 1959 году и после изучения черепов профессором Герасимовым признаны подлинными. В 1960-м Кузнецова и его товарищей перезахоронили во Львове на Холме Славы. В марте 2019 года неизвестные похитили с могилы бронзовый барельеф разведчика.