28/06/22

Николай Щелоков: почему милиционер №1 был против высылки Солженицына из СССР

Николай Анисимович Щелоков руководил Министерством внутренних дел 16 лет, вплоть до смерти Леонида Ильича Брежнева, и буквально из пепла восстановил советскую милицию. Помимо этого, он покровительствовал деятелям культуры и сыграл большую роль в жизни Александра Солженицына.

Герой нашего времени

Николай Щелоков вышел из простой рабочей семьи, с 12 лет работал на шахте, а вечерами учился в горнопромышленном училище. После армии его взяли начальником смены на металлургический завод им. Петровского, а к 27 годам он стал первым секретарем Красногвардейского райкома партии. Только заступивший на должность Никита Хрущев переживал из-за отсутствия на Украине грамотного руководства, поэтому отметил энергичного Щелокова и назначил его главой Днепропетровского горисполкома. Всего за 3 довоенных года Николай Анисимович перепрофилировал заводы на военные нужды и обеспечил бесперебойную поставку донбасского угля по регионам. Он возобновил в городе культурную жизнь, проведя реконструкцию театра оперы и балета и приглашая на гастроли в Днепропетровск столичные труппы. При этом, как пишет историк Максим Брежнев в книге «Министр Щелоков», он по-прежнему был прост в общении и доступен для всех горожан.

Именно Николай Щелоков, будучи секретарем ЦК в Молдавии, сделал республику винодельческим краем, привозя из зарубежных командировок лучшие французские, испанские и итальянские сорта винограда, а под винохранилища использовал заброшенные штольни, уходившие на глубину в 120 метров.

Когда Брежнев начал восстанавливать расформированное еще в 1960 году Хрущевым МВД, ему нужен был грамотный управленец, которого он нашел в Щелокове. Тот сразу вдвое поднял зарплаты рядовому и младшему составу, обеспечил сотрудников удобной и при этом красивой формой, занялся оснащением городских и районных отделов транспортом и техническими средствами, создал жилищный фонд для сотрудников.

Сергей Кредов в книге «Щелоков» для цикла «Жизнь замечательных людей» рассказывает, что министр испытывал особое уважение к деятелям культуры. Он дружил с Магомаевым, Ростроповичем, Вишневской, помогая интеллигенции даже в бытовых вопросах. Но наибольшую помощь Щелоков оказал писателю Александру Солженицыну.

Задушить в объятьях

От «Одного дня Ивана Денисовича», написанного Солженицыным о сталинских лагерях, был в восторге сам Никита Хрущев. Он позволял писателю публиковаться, считая его рассказы средством борьбы с культом личности. Солженицын даже удостоился номинации на Ленинскую премию по литературе, хотя так и не получил ее.

При новом генсеке печататься стало труднее, открытая оппозиция существующему режиму привлекла внимание КГБ. Произведения Солженицына были запрещены и изымались следователями, за якобы неизвестным образом оказавшиеся за границей романы «В круге первом» и «Раковый корпус» писатель был первый раз арестован. Присужденную Солженицыну Нобелевскую премию по литературе признали «политически враждебной», а потому на церемонию вручения писателя не отпустили.

Николай Щелоков не побоялся вступить в противостояние со спецслужбами, чтобы помочь Солженицыну. Когда Андропов твердо занялся подготовкой к высылке писателя из страны и лишения советского гражданства, министр МВД составил докладную записку Брежневу, описывая его уникальность и необходимость народу. Рой Медведев в книге «Андропов» цитирует эту записку, где Николай Анисимович просил не мешать получению премии, не лишать гражданства и бороться за него, а не против. Признавая литературные достижения Солженицына, Щелоков также понимал, что гораздо выгоднее, чтобы его перо служило на благо советского народа. Под давлением и при поддержке Запада писатель мог стать опасным, ведя из-за границы антисоветскую деятельность. Тогда как издание его книг на родине большим тиражом усыпит бдительность дерзкого оппозиционера и позволит редактировать его рукописи так, как нужно государству. «Не казнить врагов, а душить в объятьях», писал Щелоков.

И без того трудные отношения Николая Щелокова и Юрия Андропова еще больше накалились. Министр МВД «спрятал» опального писателя на даче у Ростроповича, а глава КГБ начал собирать на своего соперника компромат. В 1974 году Солженицына все же лишили гражданства и выслали из страны, а в 1982 году, сразу после смерти Брежнева, Щелокова сняли с должности. На бывшего министра была устроена травля – его книги изымались из библиотек, нанятые им сотрудники были уволены, самого Щелокова исключили из партии, а его сына не принимали ни на одну работу. Этого удара он не перенес и через два года свел счеты с жизнью.