В эпоху просвещенного правления Екатерины II, когда дворяне увлекались философией и искусством, жил человек, соединивший в себе утонченность салона и жестокость палача. Николай Струйский, пензенский помещик, вошел в историю как один из самых изощренных садистов своего времени.
Поэт-графоман с портретом императрицы
Современники описывали Струйского как чудака и графомана. Державин язвительно заметил о его творчестве: «По имени струя, а по стихам — болото». Помещик ежедневно наряжался в костюмы разных эпох и народов, а для издания своих виршей завел в усадьбе Рузаевка частную типографию.
Струйский боготворил Екатерину II. Он заказал ее портрет у знаменитого Рокотова, украсил потолок плафоном с императрицей в образе Минервы. Все свои стихи он печатал на шелковой бумаге и посвящал «просвещенной монархине».
«Преступление и наказание» по-струйски
Под маской просвещенного дворянина скрывался настоящий монстр. Струйский придумал игру под названием «Преступление и наказание», которую разыгрывал в подвале своего имения.
«Купальники запрещены»: чем немецкие бани шокируют русских
Он сам сочинял сценарии преступлений, назначал «обвиняемых» и «свидетелей», проводил суд и выносил приговоры. В том же подвале висела коллекция орудий пыток, которые пускались в ход после «судебных заседаний».
«Живой тир» и 200 жертв
Иногда помещик менял формат развлечений. В игре под названием «живой тир» крепостные должны были бегать голыми по подвалу и крякать, изображая уток. Струйский стрелял в них из ружья, подстреливая одну «мишень» за другой.
По свидетельствам современников, ради этих садистских утех в подвале Рузаевки погибло около 200 крепостных.
Злодейства Струйского сошли ему с рук. Ударом, подкосившим его стала смерть Екатерины II. По воспоминаниям современников, после этого «барин слёг горячкой, лишился языка и закрыл навсегда свои глаза».

