26/02/24

«Никому не нужный»: почему Сталин так говорил о Беломорканале

Беломорско-Балтийский канал должен был стать одним из достижений советской эпохи. По крайней мере, именно так его преподносили рядовым гражданам. Стоила же эта «стройка века» большого числа жизней, ведь прокладывать путь десяткам тысяч заключённых приходилось в нечеловеческих условиях. Позже сам Сталин признал сооружение этого канала бессмысленным.

Назло рекордам

Возведение Беломорканала стало одной из первых грандиозных строек молодого государства. Согласно первоначальным планам, прорыть канал планировалось за пять лет. На строительство отвели время с 1928 по 1932 годы. Параллельно была развёрнута масштабная «рекламная кампания». Начали даже выпускать папиросы «Беломор» с картой-схемой «великой стройки».

В тот период государство находилось в довольно непростом положении, а поэтому финансирование строительства оказалось скудным. Иосиф Сталин и вовсе приказал обойтись минимальными затратами. Это означало, что никакая передовая техника того времени применяться не будет. Рабочим пришлось орудовать лопатами и использовать самый дешёвый строительный материал — дерево, камень, грунт, торф (то, что можно достать в непосредственной близости).

Не собиралась тратиться советская власть и на обеспечение быта строителей. На место направили заключённых из лагерей, создав предварительно особое подразделение ГУЛАГа — БелБалтЛаг. Кстати, этот факт тоже умело обыграли. Пропаганда преподносила участие в стройке осужденных как «перевоспитание физическим трудом». Тогда же и родилось всем известное слово «зэк» — «заключённые каналоармейцы».

Вопреки всему

Условия, в которых оказывались зэки, трудно назвать комфортными. Строителям-заключённым ежедневно выделялись всего 500 граммов хлеба и баланда из морских водорослей. Жить приходилось в наспех сооружённых бараках, палатках или даже шалашах. Строительство велось в круглосуточном режиме, работали в несколько смен.

Осуществить задуманное всё-таки удалось к 1933 году и каналу тут же присвоили имя Сталина. После окончания строительства генсек отправился принимать объект, но он его не впечатлил. Иосиф Виссарионович назвал Беломорканал «бессмысленным и никому не нужным», так как посчитал новый путь слишком мелким и узким.

Но отступать было поздно. Про «стройку на костях», естественно, умолчали, а достоянием общественности стали исключительно хвалебные отзывы.
И только в эпоху гласности в карельском Повенце в память о тех, кто отдал свои жизни Беломорканалу, возвели деревянную церковь Святителя Николая.