Как компьютерной игре с богатой историей, интересным геймплеем, высоким техническим уровнем и положительной оценкой критиков получить посредственный рейтинг среди самих пользователей? Оказывается, довольно просто – нужно всего лишь добавить в неё неоправданной русофобии. Новая Сall of Duty Modern Warfare, вышедшая в конце октября, испытала на себе весь «ужас» народного гнева.
Старые грехи, новые грешники
Посыл о «плохих русских» — далеко не новинка для компьютерных шутеров. В серии игр Red Alert они нападали на США и даже путешествовали во времени, чтобы убить Альберта Эйнштейна. В Max Pain главный герой только и делает, что убивает русских и других неугодных славян. В GTA 4 не обошлось без русской мафии.
Разработчики Call of Duty тоже не остались вдалеке от этого веяния. В разных частях игры геймерам, например, предлагали поползать по Припяти или отбить здание в Манхеттене у русских солдат. Однако ранее россияне хотя бы делились на «хороших» и «плохих», причём «плохими» были именно те, кто действовал совсем не в целях правительства России. В Modern Warfare же символизм «плохих русских» был доведён до абсурда.
Действие игры разворачивается в вымышленной стране Урзыкстан Там повстанцам и помогающим им американским и британским спецназовцам противостоят люди в российской форме, которые выступают в роли агрессора. Стороной конфликта выступают также члены некой экстремисткой организации «Аль-Катала». По обстановке всё это очень напоминает Сирию – правда, с перевёрнутым с ног на голову раскладом сил.
Главный антагонист Modern Warfare – генерал Барков. Прямо в игре о его связях с Россией не говорится. Но злодей появляется на экране в подозрительно похожей на «цифру» форме, командует именно что российским контингентом с авиацией и бронетехникой, а повстанцы называют его людей российскими военными.
Параллели с ситуацией в Арабской Республике продолжаются в эпизоде со штурмом российской авиабазы. Он начинается с атаки простеньким, почти что кустарной сборки дроном – наверное, таким же как при настоящем налёте на аэродром в Хмеймиме в последний день 2017 года. Разница заключается лишь в том, что в реальности беспилотники были сбиты российскими ПВО, а в игре - авиабаза оказалась практически разрушена.
Есть в Modern Warfare и своё «Шоссе смерти». В игре это дорога, заполненная уничтоженной русскими техникой. На самом же деле Highway of Death журналисты прозвали один из финальных эпизодов операции «Буря в пустыне», когда в результате массированных налётов авиации США и их союзников на два шоссе между Эль-Кувейтом и границей Ирака, по которым отступала иракская армия, было уничтожено немало автомобилей и единиц бронетехники. По разным оценкам, тогда погибло от 200 до 1000 человек.
Русских приравняли к террористам
В самом начале игры пользователь оказывается в роли пленной девочки, родители которой погибают от рук российских солдат, причём отца убивают прямо у неё на глазах. Лично Барков мучает ребёнка, надевая на лицо тряпку и поливая водой, – то есть способом, который благодаря западному кинематографу кажется более типичным для западных же спецназовцев.
Ещё в одной сцене люди в российской форме вешают безоружных местных жителей, В другой – травят гражданских химическим оружием. Каким именно – непонятно. Но вряд ли кто-то удивился бы, если бы это был иприт – именно в его применении сирийские власти безосновательно пытались уличить «Белые каски». Им, к слову, в Modern Warfare тоже нашлось место, только в русскоязычной версии цвет головных уборов добровольцев был изменён на зелёный. Так же, как название вражеских персонажей "russian soldier" (русский солдат) в локализации деликатно переименовали в "Солдат-1" и "Солдат-2".
Подобная жестокость, приписываемая русским военным, вызвала наибольшее возмущение геймеров. На 1 ноября рейтинг игры на Metacritic – крупнейшем агрегаторе отзывов – на основе почти 6300 оценок составляет всего 3,3 балла из 10 возможных.
Некоторые игроки в комментариях возмущаются тем, что российских солдат в Modern Warfare фактически приравняли к террористам и даже нацистам. «Политически предвзятая ксенофобская игра, в которой россияне выставляются как нацисты», — пишет пользователь под ником Trinity21.
Другие, в свою очередь, обвиняют разработчиков в двойных стандартах. «Расистская игра, полная антироссийской пропаганды. Activision (американская компания-разработчик игр Call of Duty - прим. ред.) берёт грехи американской армии и говорит, что «это сделали русские». 20 лет в Афганистане, поддержка джихадистов, убийства невинных людей в Ираке, создание «Исламского государства»*, бомбардировки свадеб – это всё об Америке и Европе. Но «давайте снова сделаем плохих русских». Вы не что иное, как кучка фашистов и расистов», — отмечает Kirmiq.
И, что примечательно, критикуют игру пользователи из всех стран мира, а не только из России.
Кто прав и кто виноват
Разработчики Modern Warfare сегодня усиленно открещиваются от обвинений в политической ангажированности и подчёркивают, что они стремились передать события так, чтобы геймеры почувствовали себя в шкуре солдата-участника современной войны.
«Наша задача — сделать так, чтобы игра ощущалась как реальность, при этом мы не стремимся точно воспроизводить реальность в том, что касается событий и фактов», — заявил в интервью «Медузе» Джейкоб Минкофф, один из создателей игры.
Специалист объяснил, что разработчики даже теоретически не могли поместить действия Modern Warfare в Сирию, поскольку тогда они должны были следовать фактическим событиям. А такой цели у них, очевидно, не было.
«Мы утверждаем, что в современных войнах, независимо от убеждений и устремлений сторон и участников, нет стопроцентно правых и стопроцентно неправых, нет абсолютного добра и абсолютного зла. Все замараны, все замешаны в эту серую, небезупречную с точки зрения морали историю — как минимум со времен войны с терроризмом. И наша история — об этом. Не о том, что какая-то из сторон права», — сказал Минкофф.
Что ж, это была неплохая попытка снять часть ответственности с США. Но абсолютно не жалко, что в итоге она провалилась.
*— организация запрещена в РФ.