Восьмой испытательный пуск системы Starship, разработанной компанией SpaceX, вновь завершился неудачей. Печально, что и предыдущая попытка также окончилась неудачно. В купе это породило дискуссии о проблемах, с которыми сталкиваются создатели сверхтяжелых ракет.
Еще одна неудача
Вторая ступень ракеты, Starship V2, подверглась “неконтролируемому горению” на восьмой минуте полета, после чего последовал взрыв. Этот инцидент привлек внимание к общим проблемам, с которыми сталкивались как советские, так и американские инженеры в 1960-х годах при разработке аналогичных ракет.
Модернизация и проблемы
Starship V2 представляет собой модернизированную версию второй ступени Starship, с увеличенными топливными баками и удлиненной конструкцией. Именно эта тяжелая ракета должна сыграть ключевую роль в планах NASA по возвращению человека на Луну. Однако, как показали два последних запуска, модернизация привела к возникновению новых технических сложностей.
Пожар и взрыв
На восьмой минуте полета в двигательном отсеке второй ступени Starship V2 возник пожар, предположительно вызванный утечкой компонентов топлива. Несмотря на наличие системы вакуумирования трубопроводов, предназначенной для предотвращения подобных инцидентов, утечка все же произошла, что и привело к взрыву. При этом первую ступень удалось спасти - она успешно приземлилась на платформу Mechazilla - а вторая была полностью разрушена.
Возможные причины
Эксперты предполагают, что причиной утечки могли стать гармонические колебания конструкции ракеты, вызванные ее удлинением без достаточного увеличения жесткости. Также рассматривается возможность возникновения колебаний типа "Пого", связанных с нестабильностью горения в двигателе. Однако, учитывая успешные стендовые испытания двигателей Raptor, эта версия представляется менее вероятной.
Уроки прошлого
Надо сказать, что аналогичные проблемы с гармоническими колебаниями возникали у советских и американских ракет, разработанных Сергеем Королевым и Вернером фон Брауном, в 1960-х годах. Тогда для решения проблемы применялись дополнительные ребра жесткости. Однако в случае Starship V2, несмотря на усиление конструкции, проблема повторилась.
Сам Илон Маск, технический директор SpaceX, уделяет особое внимание разработке теплового щита Starship, считая его ключевым элементом многоразовой ракеты. Однако, как показали последние запуски, недостаточное внимание к традиционным проблемам ракетостроения, таким как гармонические колебания, может привести к серьезным авариям.

