22/04/21
кадр из фильма

Новочеркасский расстрел: какой преступный приказ отказался выполнить генерал Шапошников

В июне 1962 года в Новочеркасске произошла забастовка рабочих. Для урегулирования ситуации Генсек Хрущев послал в город членов Президиума ЦК Микояна, Козлова, Кириленко, бывшего председателя КГБ Шелепина. Никита Сергеевич требовал любыми способами прекратить народные выступления и при необходимости задействовать 18-ю танковую дивизию. На встрече с кубинской и советской молодежью Никита Хрущев скажет: «Враги выступают не с винтовкой в руке, враг может быть одет в такую же рабочую блузу, как и вы. Надо помнить, что враги всегда использовали и будут использовать наши трудности».

Восстание рабочих

Из-за неурожая 1 июня 1962 года по радио СССР передали сообщение, что по просьбе трудящихся: «в целях преодоления временной нехватки продуктов питания» цена на молоко и мясо повышается на 25-30%. Советские рабочие и крестьяне тихо роптали, но взрыв произошел в городе Новочеркасске Ростовской области. Народное выступление было спровоцировано совпадением нескольких факторов.

В один день произошло повышение цен на продукты, руководство Новочеркасского электровозостроительного завода уменьшило зарплаты рабочим на треть, а  директор Курочкин, в ответ на жалобы коллектива сказал: «Нет денег на пирожки с мясом — жрите с ливером».

В городе начались многотысячная забастовка. Утром 2 июня 1962 года восемь тысяч рабочих двинулись в центр Новочеркасска. Толпа шла к мосту через реку Тузлов, который блокировали войска. Рядом с заводом находился герой Великой Отечественной войны генерал-лейтенант Матвей Кузьмич Шапошников. Военачальник доложил командованию, что толпа выдвинулась в город и получил приказ открыть по людям огонь.

Не вижу противника

Во время войны с нацистами Шапошников командовал танковыми дивизиями в оборонительных боях 1941 года, в Сталинградской и Курской битве. Освобождал Украину, Прибалтику, воевал в Румынии, Венгрии, Австрии. Генерал-фронтовик привык иметь дело с сильным обученным противником, а не с рабочими демонстрантами, выступающими за свои права.

Уже будучи в отставке, Матвей Кузьмич Шапошников вспоминал, что после доклада о начале движения людей, он получил приказ командующего Северо-Кавказским военным округом, генерала Иссы Плиева не допускать движения людей. Военачальник ответил, что у него нет сил задержать восемь тысяч человек. Плиев, получив разрешение руководства приказал: «Я высылаю в ваше распоряжение танки. Атакуйте!».

Шапошников ответил: «Товарищ командующий, я не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками». Не подчинился генерал и Микояну, который лично передавал ему приказ по радио. Шапошников вскочил в командирскую машину и попытался обогнать колонну рабочих. Не доехав 400 метров до здания горкома партии, он услышал плотный автоматный огонь.

По официальным данным в результате открытия огня погибло 26 и было ранено 87 человек. Под следствие попало 240 рабочих, семеро из которых были расстреляны. Если бы генерал-лейтенант Шапошников выполним приказ и стал разгонять колонну забастовщиков танками, то количество жертв исчислялось бы сотнями или тысячами погибших.

Неистовый Виссарион

Матвей Кузьмич остался на своем посту в Северо-Кавказском округе, а информацию о событиях в Новочеркасске советское руководство засекретило. Однако генерал решил бороться за правду. Шапошников написал шесть писем, в которых призывал создать обновленную «Рабочую партию большевиков», бойкотировать выборы КПСС и рассказать правду о расстреле рабочих.

Свои воззвания он посылал в Союз Писателей СССР и в высшие учебные заведения Москвы и Ленинграда. Подписывал письма Матвей Кузьмич псевдонимом «Неистовый Виссарион». В посланиях генерал писал, что в СССР правит худшая форма самодержавия, опирающаяся на бюрократов и военную силу, а народ превращен в бесправного батрака. Последнее письмо, подписанное уже своим именем, Шапошников отправил писателю Константину Симонову.

Опальный генерал

Летом 1966 года Шапошникова уволили в запас и исключили из КПСС, а через год КГБ по Ростовской области возбудило против военачальника уголовное дело по обвинению в антисоветской пропаганде. Через полгода дело прекратили ввиду фронтовых заслуг Матвея Кузьмича. В 1988 году Матвея Шапошникова реабилитировали, а в 1994 году генерал умер в Ростове-на-Дону, где и похоронен.