Говоря «сибиряк» мы подразумеваем «закаленный характер» и «крепкое здоровье». Во многом это так. Но история, жизнь и мировосприятие сибиряков раскрывают нам куда более интересные подробности.
Накануне переписи населения России в 2010 году в интернете стартовала акция «Мы – сибиряки», во время которой пользователям предлагали в графу «национальность», содержащуюся в опросном листе, вписать – «сибиряк». И многие откликнулись на это предложение. По результатам переписи глава Росстата Александр Суринов то ли в шутку, то ли всерьез заметил, что в РФ вполне может появиться такая национальность как «сибиряк».
Идеологи «сибирской идентичности» достаточно аргументировано настаивают на том, что сибиряки это полноценная национальная общность, не только проживающая на огромной территории (лишь немногим уступающей по площади Канаде), но и отличающаяся характерными признаками: говором, привычками, внешним видом, ментальностью и даже особенностью ведения хозяйства. По их мнению истоки «национальной обособленности» следует искать не позднее XVII столетия.
Сейчас сторонники выделения сибиряков в самостоятельную нацию в первую очередь обеспокоены недостаточно внимательным отношением федеральных властей к территориям расположенным за Уральским хребтом. Впрочем их движение лишено сколь-нибудь заметного сепаратизма, но оно настаивает на том что каждый имеет право на национальную самоидентификацию.
Итоги переписи 2010 года побудили сибирских социологов серьезно заняться проблемой национальной самоидентификации жителей Сибири. В результате исследований в которых большое внимание уделялось социологическим опросам ученые пришли к выводу что идентичность сибиряка включает в себя 4 важнейших составляющих: территориальный признак (место рождения или проживания), социокультурный фон (повседневная среда), биографический след (создание семьи и становление карьеры) и политический аспект (средство мобилизации активной части населения).
Эти составляющие исследователи разделили на два уровня: макро и микро. Первый – сибирская природа, география и климат, второй – этническое происхождение, родословная и характер. В конечном итоге основой самоидентификации сибиряка социологи назвали географию: «живёшь в Сибири — значит, сибиряк».
Однако по мнению исследователей слово «Сибирь» у большинства опрошенных ассоциируется не с населенными пунктами, а с бескрайними таежными просторами и суровым климатом. Более точно по этому поводу выразился один из респондентов: «Сибиряк — житель не столько города, сколько природы».
Обратившись к истории попробуем разобраться как формировалась сибирская идентичность.
Термин «Сибирь» гораздо более древний чем, к примеру, «Русь». Его корни восходят к V веку. На татарском это слово звучит как «сэбэр», что в переводе означает «метет пурга».
По версии исследователя З. Я. Бояршиновой термин «Сибирь» происходит от названия этнической группы «сипыр», хотя ее выводы многими оспариваются. Позднее это слово стало связываться с тюркоязычным народом, жившим на берегах Иртыша в районе современного Тобольска.
Интересно, что до XIII века слово «Сибирь» было в обиходе исключительно по отношению к народности и лишь позднее его стали употреблять к области проживания людей. «Сибирь» как название земель впервые упоминается у средневековых иранских хронистов, а в 1375 году в Каталонском атласе появляется область «Sebur».
В 1483 году в Западной Сибири впервые появляются русские: это была «судовая рать», посланная Иваном III чтобы подчинить вогульских князей. Но началом проникновения русских в Сибирь считается 1581 год – поход казаков и служилых людей под предводительством Ермака.
За полстолетия активного освоения сибирских просторов русские первопроходцы дошли до Охотского моря, а еще через столетие – до побережья Северного Ледовитого океана. Покорение новых земель сопровождалось активными контактами с коренными народами Сибири. Однако помимо диалога отношения с туземцами зачастую приводили к серьезной конфронтации.
С XVII столетия в Сибирь начинают активно ссылаться каторжане. В распоряжении Алексея Михайловича даются указания «устроять с женами и детьми на пашню, давая им ссуды и всякие угодья на пропитание». Но в Сибирь едут и по собственной воле представители самых разных специальностей – от плотников и золотоискателей до купцов и промышленников в надежде разбогатеть или найти лучшую жизнь.
Многие из первопроходцев нашли в сибирской земле свою новую Родину и больше не вернулись в европейскую Россию. Постепенно знакомясь с бытом коренных обитателей этих мест – хантов, манси, якутов, бурятов и вступая с ними в торгово-экономические и культурные отношения русские осваиваются в суровых природных условиях и закладывают фундамент выживаемости для последующих поколений колонистов: таким образом формируется русско-сибирский генофонд.
Однако русские это только часть родословной сибирского народа. Историки и этнографы по отношению к населению Сибири часто употребляют такие характерные словосочетания как «многонациональный котел» или «зонтичная идентичность», подразумевая что Сибирь стала домом для сотен этносов и групп людей: сибиряками к примеру себя называют обрусевшие пленные немцы, тувинцы, якуты, татары, алтайцы и даже выходцы из бывших Союзных республик.
Вспомним, что появившееся на карте России Сибирское ханство это осколок некогда пестрой по этническому составу Золотой Орды. Однако и сегодня неоднородный сибирский этнос активно преобразуется. Социологи отмечают, что последнее время во многом из-за снизившегося уровня жизни усилился отток коренных сибиряков в центральную Россию и Европу. Взамен убывших города Сибири активно пополняются гастарбайтерами из Средней Азии и Китая.
В силу многонационального состава сибирского этноса у местных жителей с самого детства развиваются толерантность и стремление к многообразию. Огромную роль в формировании «сибирского характера» сыграл суровый климат этих мест, который привил жителям стойкость, выносливость, терпеливость и самостоятельность.
Однако социологи помимо положительных качеств сибиряков – благожелательности, прямодушия, искренности, толерантности находят и не очень привлекательные – хитрость, скупость, легкомыслие и даже лень.
Исходя из подобной диалектики исследователи делают следующие выводы: сибиряки охотно приходят друг другу на помощь, радушно принимают гостей, но проявляя при этом сдержанность и закрытость.
Новосибирский социолог Ольга Ечевская отмечает что «оторванность жизни сибиряков — важная часть их регионального самосознания». Историк Юрий Чернышов в своих выводах идет дальше. Он призывает исследователей обращать внимание не только на городские центры Сибири, но и на «глубинку».
«Нужно идти в народ, в деревни и сёла, потому что крупные города — это не показатель. Только глубоко укоренённая идентичность, прочные традиции и уклад расскажут о людях то, что сами они проговорить не в силах», – заключает исследователь. Но верно и другое: именно Природа, а не цивилизация является для сибиряка главным носителем и образчиком его подлинного духа.
В чем смысл данного опуса? Обозначить национальные особенности?