20/01/26

Обдериха: почему русские так боялись голой женщины в бане

Баня на Руси всегда была местом пограничным. Ритуальная «нечистота», смываемая паром, соседствовала с откровенной чувственностью. Но была в ней и своя тёмная сторона, воплощенная в образе опасного духа — обдерихи (или обдирахи, байнихи). Увидеть её, особенно голой, считалось предвестием большой беды. Кто же скрывался за этим страхом и какую роль играл этот миф в жизни деревни?

Портрет «байнихи»: голая женщина за печкой

В славянском пантеоне нечисти, помимо известных водяных и леших, были десятки «узкоспециализированных» духов. Обдериха — классический банный демон. Её представляли как обнаженную женщину с распущенными волосами и огромными зубами, которая пряталась за каменкой, под полком или на потолке. Она могла принимать облик кошки или даже берестяной мочалки. Главное — её свирепый нрав.

Фантом ДНК: как советский ученый доказал существование души

Как рассказывали в Архангельской области, «Обдериха — она в бане живет, задирает человека». Её гнев обрушивался на тех, кто нарушал неписаные правила: мылся ночью или заходил «в четвертую партию» (по уральскому поверью, париться можно было только тремя заходами). Наказанием могли быть ошпаривание кипятком, царапины или удушье. Единственной защитой была молитва перед входом.

Корни страха: от огня до запретного взгляда

Этнографы видят в обдерихе «домового демона», чьё имя происходит от глагола «обдирать» — прямая отсылка к банным ожогам и сходящей коже. Этот образ — отголосок древнего культа огня, где каждый домашний очаг (включая банную печь) имел своего духа-хранителя, а иногда и мстителя.

Но был у этого мифа и социальный подтекст. Баня, где стирались социальные и гендерные границы, требовала строгого «этикета». Подсматривать за моющимися женщинами, даже родственницами, было строжайшим табу. Миф об обдерихе служил мощным сдерживающим фактором: дух мог принять облик знакомой, заманивая в парилку на верную смерть. Так фольклор охранял нравственность и предотвращал нежелательные, в том числе инцестуальные, связи.

Смех сквозь страх: как обдериха становилась героиней анекдотов

Неотъемлемой частью деревенского фольклора были также курьёзы, связанные с представлениями об обдерихе. Мимо таких колоритных мотивов не могли, разумеется, пройти писатели. Например, забавный случай описан у советского прозаика Бориса Шергина в рассказе «Старые старухи», посвященном быту поморов. По сюжету, молодая девушка весьма бурно реагирует на пожилую гостью, решившую помыться в бане:

«Видит вдруг Гризельда: лезет из предбанника чудо, стуча клюкой, косматое, скрюченное. Умная девка сразу смекнула, что это банна обдериха, заверещала не по-хорошему, да и в чем мать родила – на улицу... Девку водой холодной обрызгивают, она – свое:

– О, тошнехонько! Я моюсь, а обдериха из-под полка и вышла!»

Рассказы об обдерихах выполняли в русской деревне функцию «предупреждения», корректировали поведение людей. Суеверия помогали хранить нравственность. Кроме того, в бане действительно требовалась осторожность — здесь опасно было, например, заснуть. Особенно это относилось к лицам, имеющим проблемы со здоровьем. Для сердечников или астматиков любой поход в баню мог стать последним. Представление о том, что обдериха может подменить ребёнка, заставляла матерей внимательней следить за малышами. Возможно, именно благодаря прагматической функции представления о банных «хозяйках» никуда не исчезли с принятием христианства.