Баня на Руси всегда была противоречивым местом – ритуально «нечистым» и в то же время притягательным, навевающим сексуальные фантазии. Между тем, наши предки верили, что увидеть в бане голую женщину – значит навлечь на себя беду. Загадочное существо, живущее «под полком», русские крестьяне называли обдерихой.
Кроме всем известных водяных, леших и кикимор у славян существовало много других названий нечистой силы, ныне практически забытых. Обдериха (обдираха, также байниха) – злой дух бани, который чаще всего представляли в женском обличье. Обдериха могла прикинуться как старухой, так и девочкой. Но, как правило, о ней рассказывали, как об обнаженной женщине с длинными распущенными волосами и большими зубами. Обдериху якобы можно было увидеть за каменкой, за лавкой, под потолком. Иногда это существо принимало образ кошки или неодушевленного предмета – берестяной трубки, которая у русских служила мочалкой. «Хозяйку бани» боялись за её свирепый нрав.
.
Банная нечисть наказывала тех, кто пришёл мыться не вовремя, например, ночью. Она могла плеснуть на человека кипятком, поцарапать, иногда начинала душить. Согласно поверью, которое, сохранилось в селе Сунгурове на Урале, париться в бане можно было лишь тремя «партиями». Те, кто приходил туда «в четвёртую очередь», рисковали наткнуться на обдериху. Уберечь от встречи со злым духом могла молитва перед баней.
Этнографы относят обдериху к группе «домовых и дворовых демонов». Многие их названия произошли от видов соответствующих хозяйственных построек (подовинник, амбарник, ригач). Однако у слова «обдериха» другая, и, вероятно, более древняя, основа – глагол «обдирать». В бане легко можно было получить ожог, после которого сходит кожа. Учёные считают образ обдерихи продолжением древнего культа огня, когда каждый очаг в хозяйстве наделялся сакральным значением. Поэтому банный дух – это своего рода «персонификация» банной печи.
Нельзя также не заметить в образе обдерихи следов реальных бытовых отношений между полами. Правила общежития в русской деревне требовали соблюдения определённого «банного этикета». Не стоило заглядывать в баню, когда там моется женщина, даже родственница. Между тем, мужчины и юноши во все времена стремились подсмотреть за голыми женщинами. Мифологические запреты помогали предотвратить нежелательные связи, например, инцестуальные. Рассказывали, что банный дух может оборотиться знакомой или родственницей, зовущей с собой попариться. Но прислушиваться к этому предложению ни в коем случае было нельзя, а то — запарит до смерти.
Неотъемлемой частью деревенского фольклора были также курьёзы, связанные с представлениями об обдерихе. Мимо таких колоритных мотивов не могли, разумеется, пройти писатели. Например, забавный случай описан у советского прозаика Бориса Шергина в рассказе «Старые старухи», посвященном быту поморов. По сюжету, молодая девушка весьма бурно реагирует на пожилую гостью, решившую помыться в бане:
«Видит вдруг Гризельда: лезет из предбанника чудо, стуча клюкой, косматое, скрюченное. Умная девка сразу смекнула, что это банна обдериха, заверещала не по-хорошему, да и в чем мать родила – на улицу… Девку водой холодной обрызгивают, она – свое:
– О, тошнехоньк...