Этот беспрецедентный по уровню защиты экипажа, мобильности и огневой мощи проект нового советского танка разрабатывался в жарких спорах и дискуссиях. Ничего подобного на вооружении армий мира на тот момент не существовало.
Где и кем он проектировался
Проект перспективного танка «Объект 490» разрабатывался в 80-е годы группой конструкторов Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А. А. Морозова. Руководил работой заместитель главного конструктора КБ, начальник отдела перспективного проектирования Евгений Морозов.
Харьковское КБ в СССР было ключевым предприятием по разработке бронетанковой техники, на его базе, в частности был создан легендарный Т-34 (создатель этого танка М. И. Кошкин в свое время был главным конструктором КБ).
Отличия «Объекта 490»
Предполагалось, что в составе экипажа этого супертанка должны быть всего 2 человека – командир-стрелок и механик-водитель. Гидропневматическая подвеска способствовала повышению скорости и управляемости боевой машины, и, как следствие, проходимости и живучести танка. Кроме того, увеличивался угол наведения танковой пушки.
Особенностью данного танка являлось также и то, что он действовал в «тандеме» – в бою и на марше, в том числе, в условиях ядерного заражения местности, его сопровождала специальная бронированная заправочно-загрузочная машина на гусеничном ходу. И танк, и БЗЗМ были устроены таким образом, что боекомплект и горючее в 490 могли поступать в боевой обстановке автоматически – экипажи обеих машин оставались внутри.
Конструкторские споры
Один из участников разработки «Объекта 490» Юрий Апухтин в книге «Последний рывок советских танкостроителей (дневник участника разработки танка «Боксер»)» приводит свои дневниковые записи, описывающие сложный процесс согласования и обсуждения деталей и особенностей будущего перспективного танка.
К примеру, долго спорили о количестве членов экипажа 490 – два человека или все же три, о калибре пушки – 125, 130, 140 или 152 мм. Отмечается, что вплоть до 1991 года группа Евгения Морозова работала над проектом танка с экипажем из двух человек. Конструкторы были убеждены в том, что эту задумку реально осуществить. Однако для этого, как подтверждал сам руководитель проекта Евгений Морозов, нужно было добиться высоких результатов в усовершенствовании автоматизации, оптронной сенсорики и технологии дисплеев – всей той начинки, которой должен был оснащаться 490. Морозов предполагал, что автоматизация определенных функций танкистов в данном случае не является самоцелью – без принципиального пересмотра отношения к производству современной бронетанковой техники – на самом высоком уровне – не обойтись.
Юрий Апухтин писал, что в поисках возможности создания эргономичного комплекса военной «начинки» группа конструкторов изучала различные образцы, даже космический корабль «Союз». Выяснилось, что если собрать воедино все эти устройства в 490 – мониторы, пульты управления, телекамеры, бортовые цифровые вычислительные машины, и многое другое – то наберется даже больше, чем в «Союзе». Сколько же тогда времени понадобится на подготовку танкистов, если уж космонавтов готовят годами?!
В «Объекте 490» планировался принципиально новый комплекс активной защиты, отсеки в танке отделялись друг от друга специальными перегородками, отсек экипажа имел комбинированное бронирование, наполнителем которого выступало дизельное топливо. Гидропневматическая подвеска меняла высоту танка в полтора раза, до 1600 мм, в 2 раза уменьшая вероятность его поражения в бою (проектная длина 490 – 6790 мм).
Почему он так и остался на бумаге
Беспрецедентный уровень защиты танка и его мощное вооружение, а также высокая маневренность делали «Объект 490» практически неуязвимым. Тем не менее, данный проект так и не был реализован. По мнению военных экспертов, не только и не столько вследствие распада СССР: эта разработка была также амбициозна, как и дорогостояща, сложна в эксплуатации. Скорее всего, считают специалисты по бронетехнике, по совокупности этих причин 490 никогда не приняли бы на вооружение.