04/08/17

«Оборотни в погонах»: крупнейшая афера в Красной Армии во время войны

14 июля 1945 года, Штутгарт. Николай Павленко, командир строительной части №5, приводит в исполнение приговор трем своим подчиненным. Расстрел военнослужащих за мародерство в то время обычное дело, но главное в другом – сам Павленко уже 3 года в розыске за дезертирство. Звание полковника ему не давали, а УВР №5 это только «ширма», за которой стоит огромная преступная организация. Преступный синдикат, созданный Павленко, и работавший в годы Великой Отечественной войны.

Из Могилева в канцелярию Ворошилова в 1952 году поступает жалоба – регулярная невыплата зарплат, обман, пересчеты. Об этом пишут рабочие военно-строительных работ №5 в своем письме. Во всем обвиняли командира части. Запрос в военную прокуратуру Могилева отправили сразу же. Выяснилось, что УВР №5 нет. Начались проверки, и оказалось: в СССР под видом обычной стройчасти работает огромная преступная организация численностью 300 человек. Украина, Белоруссия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония – отделения преступной организации в каждой из этих республик. Предварительные подсчеты дают миллионы рублей ущерба. Основателем называют бывшего военного строителя Николая Павленко.

Детство

Николай Максимович Павленко родился в 1908 году, в многодетной семье мельника. Родился недалеко от Киева, в селе Новые Соколы. Отец Николая был человеком трудолюбивым и неглупым, построил хутор, а в нем две мельницы, активно торговал зерном. После революции становится классовым врагом, у него отобрали все. Отец Николая умер в годы коллективизации от голода. Николай навсегда запомнил, почему умер отец. С тех пор он испытывал к советской власти только злость и обиду.

Подделав документы, он в 1928 году становится студентом Киевского инженерно-строительного института. Позже знакомые предлагают ему стать прорабом в управлении главного военного строительства. Работа оказалась не простой, но доходной. Николай понимает это, и бросает институт, чтобы пойти работать. Через несколько лет он уже возглавляет строительный участок в Минске.

Военное время

Как только начинается война, Павленко уходит на фронт добровольцем. Николая сразу назначают помощником инженера 2-го стрелкового корпуса в чине военного техника 1 ранга.

Проблема дорог в военное время была катастрофической. Войска необходимо было перебрасывать, а для этого нужны были дороги, мосты и ремонтные бригады. К началу войны практически все строительные части были стянуты к западной границе, а склады с инструментами расположили в 20 километрах от польской границы – и их лишились еще в первые дни войны.

Как опытный специалист, Павленко выезжает в Калининскую область, где ему предстоит возглавить ответственный участок работ, находящийся в ведении отдела аэродромного строительства западного фронта. Но до пункта назначения Павленко так и не доехал.

Сначала в Калинине, нынешней Твери, он встретился со своими друзьями и решил остаться на несколько дней. В это же время он познакомился со своей будущей женой, на Главпочтамте. Павленко решил остаться в Твери и жениться на Зинаиде. Жене и родственникам он говорит, что как красный офицер, он выполняет секретное задание ставки Главнокомандующего. Чтобы легализовать свое положение, он собрал бригаду в 10 человек и несколько строительных машин. Павленко умеет восстанавливать мосты и дороги, поэтому он решил, что будет заниматься ремонтом. Нужно было только скрыть историю с дезертирством.

Павленко знакомится с мелким мошенником, который занимался тем, что из обувного каблука мог сделать гербовую печать. Его звали Людвиг Рудниченко. Павленко попросил Рудниченко вырезать на печати «участок военно-строительных работ» - и проблемы с документами исчезли. Павленко объявил себя командиром несуществующей части, первым замом назначил Рудниченко. Все документы членам «УВР» сделал Людвиг, и с этого момента Павленко – военный инженер 3-его ранга, фактически майор Красной армии. Николай получает бланки финансовых документов, устроив застолье в Калининской типографии.

Павленко продолжает оформлять предприятие, подкупает сотрудников Сбербанка и взамен получает лицевой счет. Покупает обмундирование для «рядовых части», а «офицерской части» достает форму у Калининской швейной фабрики. В качестве взятки Павленко часто использовал продовольственные товары.

Николай Павленко понес прошение в Комендатуру, чтобы бойцов, которые выписались из госпиталей, направляли к нему. Штат Павленко растет, и УВР выглядит как настоящая строительная часть: есть личный состав, обмундирование, официальные документы и командир.

Павленко и начальник эвакопункта Биденко заключают договор. На следующий день рабочие Николая приступают к ремонту помещений и строительству новых землянок. В военное время дорожно-строительная организация пользовалась огромным спросом, и у команды Павленко количество заказов на ремонтные работы растет.

Весной 1942 года Николай Павленко начинает получать первую прибыль. Часть денег Павленко тратит на продовольствие «рядовых», а оставшиеся деньги делит между «офицерами» части. Для военного времени офицеры УВР Павленко получают хорошие деньги. Конец 1942 года был для Павленко самым удачным. Рабочих УВР №5, которые помогали армии, командиры действующих частей принимали с радостью. Был еще один нюанс: строительные подразделения появились в 30-е годы для того, чтобы привлечь трудовые резервы заключенных на стройку коммунизма. Их доверили НКВД. Перед войной ничего не поменялось, поэтому дорожное строительство напрямую не подчинялось наркомату обороны. В рамках НКВД было управление ГУШАДОР (главное управление шоссейно-дорожного строительства), которое пыталось взять на себя все управление строительствами дорог. В 1942 году ГУШАДОР расформировали, но новое управление сформировать не успели. Постоянно ощущался дефицит строительных частей, поэтому разоблачение Павленко пока не грозило.

В ноябре 1942 года Калининский фронт, где все время работал УВР №5, переформировывают. Павленко решает, что нужно переезжать ближе к военным действиям – в тылу все упорядочено и почти нет работы, риски растут, а доходы падают. Павленко дает взятку полковнику Цыплакову, командиру 12-го района авиационного базирования. С этого момента личный состав участка военно-ремонтных работ встает на полное довольствие. Положение для УВР выигрышное: теперь нужно обслуживать аэродромы, а они, как правило, идут следом за линией фронта.

УВР №5 постоянно были под угрозой разоблачения, но СМЕРШ (организация «смерть шпионам») не установила противозаконных действий Павленко.

Павленко долгое время удавалось оставаться незамеченным, и, конечно, без помощи «сверху» это было невозможно. Скорее всего, во время войны у Павленко были покровители в тылу.

В мае 1945 года УВР останавливается в Германии, в Штутгарте. Павленко заводит знакомства в главном тыловом управлении. Его организации поручают собирать трофеи, разрешение получено за взятку. Со стороны все, что делает Павленко и его организация – законно. Но в УВР есть те, кто предпочитает грабежи и беспорядки. Местные жалуются коменданту Штутгарта, а он вызывает Павленко. Николай понимает, что рискует и тогда он принял решение: с помощью решения «военного суда» расстрелять тех членов бригады, которые грабили людей. Казнь была публичная. Этот эпизод положительно сказался на его репутации.

Разоблачение бригады УВР

В 1946 году Павленко принимает решение: часть будет расформирована. Начали «увольнять», с выдачей премии за победу и хорошую работу. От 7 до 12 тысяч рядовому составу, от 15 до 25 тысяч офицерам. Самому себе Павленко выписал 90 тысяч рублей.

Спустя два года Павленко снова вызывает офицеров мнимой части, с целью создать новую организацию. Местом для работы выбирают Западную Украину. Павленко решает усилить меры предосторожности, потому время уже не военное. Во главе внутренней службе безопасности, которую он организовал, ставят Юрия Константинова. За время работы в послевоенное время в бывшем УВР №5 жесткая дисциплина сменилась «семейными» отношениями. Вместе отмечали праздники, рождение детей, свадьбы и юбилеи. Но такие близкие отношения помешали общему «бизнесу». Жена Людвига Рудниченко начала вымогать деньги, грозилась разоблачить, а потом пришел и сам Людвиг.

15 октября 1952 года шантажиста связали и держали под стражей 17 дней. После выпустили и за молчание заплатили 25 тысяч рублей. После ситуация успокоилась, как казалось Павленко.

География работ УВР разрасталась, Одесская, Запорожская, Днепропетровская, Львовская и Могилевская области – везде работали филиалы Павленко. Добиваться таких успехов помогали взятки. У организации Павленко были покровители, тем не менее, команду Николая губила разрозненность, зависть друг к другу. Итогом разобщенности стало то, что один из подчиненных Павленко в Могилевской области стал обсчитывать рабочих и задерживать зарплату. Рабочие отреагировали тем, что отправили жалобу в канцелярию Ворошилова.

Ночью 14 ноября 1952 года началась операция по захвату команды Николая Павленко. Задержали 50 офицеров и 300 рядовых, изъяли оружие, боеприпасы, автомобили и строительную технику, конфисковали гербовые печати, штампы, бланки, справки. Самого Павленко арестовали под Кишинёвом, в главном штабе УВР. При обыске у него обнаружили генеральские погоны.

16 ноября 1952 года Павленко и его сподвижников сажают в следственный изолятор Бутырской тюрьмы. Наказание «расхитителей» социалистической собственности должно было стать показательным делом. Но 5 марта 1953 года умирает Сталин и ожидается амнистия, но только не для Павленко. 2 года понадобилось следствию, чтобы описать все, что произошло с УВР за 10 лет. Военный трибунал московского военного округа обвинил Павленко по трем статьям: «подрыв государственной промышленности», «антисоветская агитация» и «контрреволюционная организация». Следствие доказало, что Николай Павленко присвоил 36 миллионов рублей. Павленко отказался признавать вину, потому что был уверен, что приносил Советскому Союзу только пользу, строя дороги. Павленко ждал снисхождения судей, но из 17 человек его команды высшую меру наказания получил только Николай.
В 2011 году по мотивам преступления Николая Павленко был снят фильм «Черные волки».