11/08/24

«Обречённая субмарина» и другие суеверия советских моряков-подводников

Долгое нахождение в замкнутом пространстве и постоянное общение с ограниченным количеством людей приводит к тому, что рациональное мышление человека искажается. Место строгой логики занимают догадки и домыслы. Этим можно объяснить появление многочисленных суеверий у моряков-подводников.

Подполковник запаса С. Э. Зверев, автор работы «Суеверия как компонент воинской культуры», классифицирует воинские суеверия на веру в приметы, в несчастливые цифры и даты, в судьбу, в заговоры от смерти. Кроме того, советские моряки верили в талисманы. Военным также было свойственно одушевление оружия и боевой техники.

.

В своей работе Сергей Эдуардович иллюстрирует верность созданной им классификации реальными случаями из прошлого флота СССР. Например, среди подводников Северного флота дурной славой всегда пользовался тактический номер К-1 – подлодка именно с этим номером два раза садилась на камни.

Также многие отечественные подводные лодки, номер которых содержал девятку, терпели крушение. Субмарина К-19 трижды горела, причём, дважды пожар в реакторном отсеке приводил к выбросу радиации.

Ещё одной подлодкой с «неудачным» номером стала Б-303 – из-за высокой аварийности моряки перекрестили ее в «Буки-SOS».

Некоторые военнослужащие предлагали отказаться от использования данных тактических номеров. Другие же говорили, что это не имеет смысла, так как сменившее номер судно всё равно ожидает несчастье.

.

У моряков были суеверия, связанные с датами. Самый нелюбимый день недели моряков – пятница, особенно, если она приходится на 13-е число. Выход в море в таких случаях старались перенести на другой день.

У советских военных были и другие суеверия, никак не связанные с цифрами. К примеру, подводникам запрещалось класть бескозырку, пилотку или фуражку на стол – к покойнику.

Если о борт только-только спущенной на воду подлодки не разбилась брошенная бутылка шампанского, субмарина считалась обречённой. В 1961 году такой случай произошёл с советской АПЛ К-19. В итоге в первом же боевом походе на субмарине произошла авария атомного реактора. За несколько дней от радиационного облучения скончались восемь членов экипажа подлодки.