Строительство дома – трудоёмкий процесс, который требует внимательного отношения к деталям. А с учётом того, что каждое жилище с древности наделяется сакральным смыслом, возведение стен и крыши дополняется выполнением различных обрядов. Некоторые из них могут показаться шокирующими.
Определение центра и жертва
Русские строители начинали строительство с определения ритуального центра. В середину будущего строения или в его красный (передний, святой) угол сажалось молодое деревце (берёзка, рябина, дубок, кедр, ёлка с иконой). Считалось, что таким образом будут установлены отношения между домом и высшими силами, а сам процесс строительства мифологизировался.
Там же должна быть заложена строительная жертва. Изначально у древних славян не исключались и человеческие жертвоприношения. Позже начали довольствоваться домашними животными (чаще всего лошадьми). На смену таким жертвам пришли бескровные – достаточно в основание положить шерсть, зерно и деньги, что являлось олицетворением трёх миров: животного, растительного и человеческого.
Первый венец и матица
Большое внимание уделялось укладке первого венца, который должен стать образцовым. Плотники укладывали его неторопливо, после чего следовало «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение.
Следующий важный момент – укладка матицы, бруса, служащего основанием для потолка. Ритуальные действия обеспечивали тепло и достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно и рассеивал по сторонам хлебные зёрна и хмель. Хозяева всё это время молились.
После установки матицы наступало «матичное» угощения. Далее следовало катание на лошадях с песнями. Нужно было шуметь как можно громче – чтобы всё селение видело, что матицу положили. Достраивать дом начинали через сутки.
Двери и незавершённость
Важным этапом считалось изготовление дверных и оконных проёмов. Так, дверную раму вставляли со словами: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови».
С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши.
Примечательно, что на протяжении года дом должен быть недостроенным. Например, специально оставляли непобелённым кусок стены над иконами или сени без крыши. Существовало поверье, согласно которому такая незавершённость позволяла избежать смерти кого-либо из членов семьи.