Во время Великой Отечественной войны в бронетанковых частях Красной Армии происходила регулярная ротация техники. К счастью, уничтожение танка не всегда означало гибель его экипажа. Некоторые танкисты за годы войны успели сменить не одну боевую машину.
Экипажи подбитых танков
Потери в бронетехнике беспокоили командование РККА едва ли не больше потерь в живой силе. Принятый в 1944 году «Боевой устав бронетанковых и механизированных войск Красной Армии» предписывал экипажу аварийного танка защищать свою машину до последнего. Только при полной невозможности спасти танк дозволялось «вывести из него экипаж с пулемётами и привести танк вместе с орудием в полную негодность».
Эвакуация выживших членов танковых экипажей с поля боя была смертельно опасным делом. Танкистам нужно было добежать до безопасных позиций или до ближайшего советского танка, при этом немецкие автоматчики вели за ними настоящую «охоту». Известны случаи, когда командиры жертвовали жизнями, чтобы облегчить отступление своим экипажам. Например, в 1944 году во время боя за украинское село Ободное так поступил капитан А. П. Рыжов, заместитель командира 1-го танкового батальона 40-й гвардейской танковой бригады. Приказав танкистам покинуть подбитый Т-34, сам он остался в горящей машине и вёл огонь по врагу, пока не погиб.
Оставшись без танков, экипажи иногда продолжали воевать фактически в качестве пулемётчиков, используя снятое с бронированных машин оружие. Но рано или поздно они шли в расположение части и просили выдать им другие танки.
Как вспоминал генерал Андрей Гетман, вручение новых танков экипажам обычно проходило в торжественной обстановке, сопровождаясь митингами. Впрочем, танкисты редко получали машины, только что доставленные с завода. Ремонтные службы танковых частей днём и ночью занимались эвакуацией и починкой подбитой бронетехники. Например, во время Львовско-Сандомирской операции, по данным исследователей Алексея и Ирины Наумовых, каждый танк «выходил из строя два-три раза и столько же раз снова возвращался в боевые порядки частей и соединений».
Потери в танках и в людях
Так каким же было реальное соотношение между количеством подбитых танков и погибших танкистов? Обратимся к монографии военного историка Григория Кривошеева «Гриф секретности снят: Потери Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах». Согласно этому авторитетному источнику, пик потерь в технике пришёлся на начало и середину войны. В 1941 году Красная Армия потеряла 20,5 тысячи танков, в 1942-м – 15 тысяч танков, в 1943-м – 22,4 тысячи танков, в 1944-м – 16,9 тысячи танков, и, наконец, в последний год войны – 8,7 тысячи танков.
Всего с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года немцы подбили 83,5 тысячи танков, т.е. 76,8% от советского ресурса. Учитывая, что средняя численность танкового экипажа составляла 3-4 человека (3,5 человека), при стопроцентной смертности должно было погибнуть больше 292 тысяч человек.
Между тем по данным Кривошеева, бронетанковые и механизированные части в общей сложности потеряли 241 тысячу человек убитыми. Это значит, что на каждый подбитый танк приходилось в среднем 2,8 погибших члена экипажа.
Данная цифра, однако, требует ряда оговорок. Во-первых, до 1943 года учёт потерь живой силы в бронетанковых войсках был поставлен слабо. Во-вторых, учитывались не только погибшие танкисты (хотя они составляли большинство), но и «вспомогательный» личный состав – мотострелки, самоходчики, ремонтники.
Воспоминания участников войны подтверждают, что, как правило, экипажам танков не удавалось спастись в полном составе. Один из ветеранов, чьи воспоминания писатель Артём Драбкин включил в сборник «Я воевал на танке», рассказывал следующее:
«Обязательно одного-двух человек либо ранит, либо убьёт. Смотря куда снаряд попадёт».
Коэффициент потерь отличался для конкретных моделей танков. Больше всего выживших было среди тех, кто воевал на тяжёлых танках ИС и ИС-2.
Высокой была выживаемость и у экипажей Т-34. По статистике, в 1943-1944 годах было потеряно 458 машин Т-34, при этом погибло ровно столько членов экипажей. Поэтому неудивительно, что во время Курской битвы, например, некоторые экипажи успевали сменить до пяти разных машин.
Под конец войны ситуация с выживаемостью танкистов несколько ухудшилась. Это объясняется тем, что у немцев к 1945 году появилось новое, более эффективное противотанковое оружие, в частности, знаменитые фаустпатроны.