05/02/25

ОГАС: каким был «советский интернет», который ведущие СМИ назвали «основой» DeepSeek

В конце января 2025 года сатирическое издание «Панорама» выпустило шуточную новость, что для самой мощной из существующих на сегодняшний день нейросети DeepSeek основой стал программный код советских программистов, написанный в 1985 году.

– Не буду лукавить, – якобы заявил руководитель стартапа DeepSeek Лян Вэньфэн, – наш искусственный интеллект был создан на базе советских разработок, а именно – системы ОГАС академика Глушкова. Без неё мы бы никогда не догнали американцев с их ChatGPT.

Поведясь на громкий заголовок и не проверив источники, «сенсацию» тут же подхватили ведущие СМИ и инфлюенсеры. Дошло до того, что телеканал «Россия 1» в эфир выпустил репортаж по этой теме, а политик Геннадий Зюганов в своих соцсетях процитировал панорамовского "Вэньфэня", сопроводив это хвалебной одой в адрес советской науки. Хотя, когда выяснилось, что информация фейковая, свой пост удалил.

Но, как известно, дыма без огня не бывает. Наработки учёных СССР, которые упоминались в статье «Панорамы», действительно существовали и носили для своего времени прорывной характер. Так что же они из себя представляли?

Всесоюзная сеть

Академик АН СССР Виктор Михайлович Глушков был гениальным математиком, кибернетиком и «отцом» первого советского персонального компьютера «МИР-1». Именно он предложил передать вычислительным машинам управление экономикой государства, для чего разработал общегосударственную автоматизированную систему учёта и обработки информации (ОГАС).

Суть проекта заключалась в том, чтобы покрыть территорию СССР двухъярусной вычислительной сетью. Первый должен был объединять едиными каналами связи около 100 мощных вычислительных центров, расположенных в крупных промышленных городах страны. Второй ярус состоял бы из 20 тысяч мелких вычислительных центров, подсоединённых к центрам первого яруса. Крупные центры соединялись бы между собой широкополосными каналами. Уникальными являлись распределённый банк данных и возможность безадресного доступа из любой точки этой системы к любой информации. Глушков также уделил внимание вопросам защиты информации.

Разработка кибернетика была призвана избавить плановую экономическую систему от присущих ей недостатков: ошибки планирования и расчётов, приписки и искажения статистических данных, громоздкость, несвоевременное реагирование. Проект оказался по сложности реализации более трудоёмким, нежели космический и атомный вместе взятые, но Виктор Михайлович верил в успех. Он даже рассчитывал в скором будущем полностью перейти на безналичные расчёты и цифровое управление в масштабах всей страны.

Дорогое удовольствие

В феврале 1964 года новаторскую разработку презентовали Никите Хрущёву. Генсека смутила стоимость реализации задуманного – 20 миллиардов рублей, что по тем временам являлось огромной суммой. Противниками ОГАС оказалось Центральное статистическое управление (ЦСУ), созданное по инициативе Владимира Ленина. В случае внедрения проекта в целом ведомстве не было бы больше нужды, чего его руководитель Владимир Старовский не мог допустить.

Свои «пять копеек» вставили учёные-экономисты Либерман, Белкин, Бирман и другие, позже уехавшие на Запад. Они смогли убедить председателя Совета министров СССР Алексей Косыгина в необходимости экономической реформы, которая бы обошлась значительно дешевле.

«Встрепенулись» в Советском Союзе только после того, как стало известно – в США готовятся к запуску сети АРПАНЕТ, объединяющей ЭВМ, установленные в разных городах. Но в стране к концу 60-х годов уже «бушевала» экономическая реформа. Менять что-либо оказалось поздно…

В годы правления Леонида Брежнева про ОГАС не забыли. Партийцы признавали необходимость реализации проекта, но фактически ничего для этого не делалось.
В 1982 году скончался Глушков. После этого гениальная идея оказалась вовсе никому не нужна – даже на уровне «поговорили и забыли». Отставание СССР от США становилось всё больше, экономическая ситуация ухудшалась, а руководители уже не обладали авторитетом, необходимым для запуска ОГАС. «Советский интернет» так навсегда и остался на бумаге…