На Западе популярна версия, что Вторая мировая война началась в результате сговора между Гитлером и Сталиным, жертвой которого стала Польша.
Но гитлеровские захваты в Европе начались задолго до 1 сентября 1939 года. И та же Польша выступила не жертвой, а их соучастником. СССР же был единственной страной, которая прилагала усилия к недопущению мирового конфликта.
Поощрение Гитлера к агрессии
Ревизию итогов Второй мировой войны Гитлер начал в 1935 году заключением военно-морского соглашения с Великобританией, позволявшего Германии иметь надводный флот в количестве 35% от английского флота. Великобритания была одной из держав-победительниц в Первой мировой войне, гарантом Версальского договора. И она же позволила Германии выйти за рамки этого договора и начать восстановление своей военной мощи.
Германия не собиралась соперничать на море с Великобританией. Этот договор был нужен Гитлеру для пропагандистских целей: продемонстрировать, что Германия возрождается как военная держава. Договор имел и важное символическое значение как первый акт разрушения Версальской системы.
В марте 1936 года Гитлер ввёл немецкие войска в демилитаризованную Рейнскую зону. В неё включались все территории Германии к западу от реки Рейн, а также на восток от неё в ширину 50 километров. Гарантом соблюдения этого положения Версальской системы являлась Франция. Но она и ухом не повела, чтобы предотвратить этот гитлеровский акт или как-то воспрепятстовать ему.
Западные державы своим поведением поощряли Гитлера на эти и другие агрессивные шаги. Дальше Германия стала зариться на территории соседних государств.
Аншлюс Австрии
В марте 1938 года Гитлер ввёл вермахт на территорию Австрии и объявил о присоединении этого государства к «германскому рейху». Этому шагу предшествовала двадцатилетняя пропаганда в реакционных германских кругах идеи национального единства двух немецких государств. Ещё в 1920-е годы западные державы всячески препятствовали сближению Германии и Австрии. В частности, они запретили этим странам в 1921 году заключить договор о таможенном союзе. Но теперь Запад спасовал перед Гитлером.
Присоединение Австрии к Германии было обставлено как выражение воли народа. По всей Австрии шли восторженные митинги сторонников аншлюса. Понятно, что противники поглощения Австрии Германией молчали, боясь репрессий. Да и сама Австрия сделала всё возможное, чтобы облегчить Гитлеру выполнение его замысла: с 1934 года в ней существовал фашистский режим, близкий по форме и духу к гитлеровскому. Только один Советский Союз в Лиге Наций протестовал против такого вопиющего нарушения международного права.
Судетский кризис
Если бы на Западе действительно хотели положить преграду агрессивным устремлениям Гитлера, то Вторая мировая война могла бы начаться 1 октября 1938 года в обстановке, значительно более благоприятной для противников Германии. И тогда война очень быстро могла закончиться поражением и свержением нацистского режима.
Нацистская экспансия вызывала растущую обеспокоенность соседних с Германией небольших государств Центральной Европы. Чехословакия ещё в 1935 году обратилась за помощью к Франции, и та дала ей гарантии безопасности на случай германского нападения. Аналогичные гарантии Чехословакии дал по её просьбе и Советский Союз.
В 1938 году Гитлер предъявил территориальные претензии к Чехословакии на пограничные территории – так называемую Судетскую область – населённые во многом немцами. В Германии пропаганда изо всех сил раскручивала тему национального угнетения, которому подвергается немецкое меньшинство в Чехословакии.
В решающий момент Франция отказалась от своих обязательств перед Чехословакией, выступив за «мирное решение Судетского вопроса» на конференции крупнейших держав Европы.
Советский Союз готов был оказать помощь Чехословакии и даже объявил в сентябре 1938 года для этой цели частичную мобилизацию своих вооружённых сил. В Киевском особом военном округе сосредотачивалась группировка сухопутных войск из 30 дивизий, готовая к переброске в Чехословакию, и крупные силы авиации.
Оказание помощи Чехословакии зависело от поведения Польши, так как СССР и Чехословакия тогда не имели общей границы, и самый близкий путь к территории Чехословакии из СССР пролегал по территории Польши. СССР обратился к Польше с просьбой позволить проход советских войск и пролёт самолётов через её территорию в Чехословакию, но получил отказ.
Мюнхенское предательство
29 сентября 1938 года в Мюнхене собрались главы правительств четырёх стран: Адольф Гитлер (Германия), Невилл Чемберлен (Великобритания), Эдуард Даладье (Франция), Бенито Муссолини (Италия). Премьер-министры Великобритании и Франции собирались туда с заранее готовым согласием «умиротворить» Гитлера территориальными уступками в Чехословакии. Представителей самой Чехословакии пригласили на встречу не для обсуждения, а только для ознакомления с её решениями. Лидеры западных держав за спиной этой страны решили вопрос об её территориальной целостности.
С одобрения западных держав Гитлер объявил о присоединении к «рейху» Судетской области и 1 октября ввёл войска в Чехословакию. Деморализованное предательством Франции, чехословацкое правительство отдало приказ своим войскам покинуть «спорные территории» и не сопротивляться.
Германия тогда ещё не могла воевать с Францией, если бы та решила соблюсти свои гарантии Чехословакии. На границах с Чехословакией Германия разместила 31 свою дивизию, оставив на западной границе с Францией только 5. Вооружённые силы Франции и Чехословакии вместе насчитывали 55 дивизий. Правда, мобилизационный потенциал Германии был больше, чем Чехословакии и Франции вместе взятых. Но если бы, например, в союзе с ними выступила Польша, то силы этих трёх стран на тот момент перевесили бы силы Германии, даже без участия СССР. Однако Польша сама готовилась участвовать в дележе Чехословакии.
На Мюнхенской встрече 29-30 сентября было решено удовлетворить претензии к Чехословакии со стороны Польши и Венгрии. 1 октября Польша ввела свои войска в Тешинскую область. 2 ноября 1938 года в Вене на «арбитраже», проходившем под председательством гитлеровского министра иностранных дел Риббентропа, Чехословакия была лишена ряда территорий в пользу Венгрии.
Лидеры Чехословакии президент Эдвард Бенеш и премьер-министр Ян Масарик не проявили достаточной воли в борьбе за свою страну. Сталин обещал им поддержку советских войск даже без согласия Польши и в том случае, если Франция откажется от своих обязательств. Единственным условием было оказание Чехословакией сопротивления гитлеровской агрессии. Но Бенеш и Масарик не решились на это.
Британский премьер Чемберлен заявил журналистам, сходя с трапа самолёта в Лондоне после мюнхенской встречи: «Я принёс нашему поколению мир». Не мир он принёс, а войну, в чём все могли убедиться меньше, чем через год.