04/03/20

Они почти не спят и другие странные правила жизни народа пираха

Представители племени пираха живут в бразильских джунглях, в долине реки Мэйки. Они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в «социум». А все потому, что у пираха свои правила жизни и свои представления о мире.

Отсутствие полноценного сна

В первую очередь исследователи обращают внимание на тот факт, что представители племени пираха почти не спят. Об этом факте в частности упоминает в своей книге «Не спи – кругом змеи! Быт и язык индейцев амазонских джунглей» американский лингвист Дэниел Эверетт, который посвятил много лет изучению быта пираха и даже жил среди туземцев. По словам Эверетта, пираха спят урывками от 15 минут до двух часов вне зависимости от времени суток. Именно поэтому американец порой не мог сомкнуть глаз: всю ночь в селении стоял гул голосов.

По предположениям Дэниела Эверетта, пираха выработали такую систему сна для того, чтобы всегда быть начеку: в джунглях много диких животных, от которых не приходится ожидать ничего хорошего. Пираха пусть и полушутя, но перед сном предупредили Эверетта о том, чтобы тот громко не храпел. «А то ягуар подумает, что ты свинья, и съест тебя» — смеялись туземцы. К слову, пираха считают сновидения не менее реальными, чем явь. Подобные взгляды связаны со следующей особенностью восприятия пираха окружающего мира.

Вера в духов

Дело в том, что, если верить Сергею Зелинскому, автору издания «Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание», пираха запрещено говорить о том, что не является частью их собственного опыта. Иными словами они верят только собственным глазам и ушам. Именно по этой причине сновидения для них и реальны. Поэтому же пираха и не захотели слушать про Иисуса Христа: туземцы просто заявили о том, что они никогда его не видели. Аналогичного мнения представители племени придерживаются и в отношении христианских ада и рая.

Тем не менее в духов пираха искренне верят. Американский лингвист Дэниел Эверетт объясняет это тем, что пираха действительно видят духов и даже разговаривают с ними. По крайней мере туземцы, увидев нечто (подчас необъяснимое), называют его духом. В духов во время представлений «перевоплощаются» и сами индейцы. Кроме того в своих сновидениях, которые пираха не отделяют от реальности, они тоже встречаются с духами и беседуют с ними.

Изгнание как наказание

Вообще общение играет в жизни пираха одну из главных ролей. Самым суровым наказанием за ту или иную провинность в племени считается изоляция или бойкот. Как утверждает Джаред Даймонд, автор издания «Мир позавчера. Чему нас могут научить люди, до сих пор живущие в каменном веке», единственным способом разрешения конфликтов среди пираха является общественное давление. В первый раз провинившегося лишают на один день права на участие в распределении пищи. В последующем его могут исключить из этого процесса на несколько дней.

Если туземец не вынесет никакого урока из случившегося, его изгонят в лес и лишат контактов с соплеменниками. Даймонд описывает случай, когда пираха по имени Тукаага убил индейца из другой деревни. Опасаясь ухудшения отношений с соседями, соплеменники выгнали Тукаага. Спустя некоторое время убийца умер при невыясненных обстоятельствах. По одной из версий, он простудился, а по другой – над ним учинили расправу сородичи, которые чувствовали себя в опасности из-за его поступка.

Язык без числительных

Огромный интерес вызывают не только традиции и правила жизни пираха, но и их язык. Дело в том, что эти индейцы не пользуются числительными: они вообще не знают, что это такое. Как пишет Павел Соболев в своей книге «Адекватное познание реальности, или Как заставить облей думать?», для обозначения количества пираха оперируют лишь тремя терминами: мало, несколько и много. Первое обычно обозначает один предмет, второе – 2-3 предмета, а третье – больше 3 предметов. Именно поэтому пираха не видят разницу между двумя группами предметов, в одной из которых, к примеру, находятся 4 каких-либо объекта, а в другой – 5.

По словам Соболева, неспособность адекватного дробления действительности с помощью счета нередко являлась причиной возникновения комичных ситуаций. Так, если верить Соболеву, пираха мог принести пару перьев попугая и потребовать, чтобы взамен них ему отдали весь груз с огромного корабля. А иногда индейцы, наоборот, преподносили своим гостям что-то весьма ценное и большое и просили лишь налить им всего одну рюмку спиртного.