11/01/22
LIFE

«Они умнее нас!»: чем простой советский школьник удивил американцев

Так случилось, что обычный советский десятиклассник Алексей Куцков отстоял честь Советского Союза в принципе и отечественного образования в частности – американцы откровенно признали за собой проигрыш США в этой сфере.

В чем состояло соревнование

Как рассказывал сам Алексей Куцков журналистам издания «Итоги» в 2001 году, идея этого эксперимента, состоявшегося в 1958 году и прошедшего в Москве и Чикаго, принадлежала американскому журналу «Life» – его корреспонденты в течение месяца следили за учебой и внешкольным времяпрепровождением 16-летних юношей – москвича Алексея Куцкова и его чикагского ровесника Стивена Лапекаса. Оба из обычных семей, не вундеркинды.
Советская и чикагская школы не были элитными или с каким-либо определенным уклоном в изучении того или иного предмета. Юношей попросили жить своей привычной жизнью, так, как и до эксперимента.

В чем Куцков обошел Лапекаса

Журналисты «Лайфа» в своем «двойном» репортаже сравнили, как учатся и чем занимаются после занятий в школах советский и американский старшеклассники. Вместе с авторами сенсационного материала уроки 10-«б», где учился Куцков, посещал и переводчик. Дома у Алексея они не были (парень им не разрешил, сославшись на больного дедушку), зато вместе со старшеклассником побывали на его волейбольных тренировках, в музеях, которые юноша посещал в течение экспериментального февраля, на школьных вечеринках…
Куцков признался: о том, что аналогичному «исследованию» подвергается его ровесник, он узнал только после получения подарочного мартовского номера «Лайфа» с материалом о необычном советско-американском эксперименте.
Американцы хотели выяснить, в чем разница между советским и американским образованием на примере простых школьников из СССР и США – какие предметы изучают старшеклассники разных стран, что, как и сколько читают, чем занимаются после школьных уроков.
Стивен изучал геометрию с помощью платного репетитора (этот предмет ему не давался). Американец за месяц «освоил» книгу Роберта Стивенсона, а Алексей Куцков прочел труды таких серьезных авторов, как Уильям Шекспир и Бернард Шоу. В американских школах предпочитали знакомиться с книгами по рецензиях о них, тогда как системе образования в СССР подобных подход всегда был чужд. Перечень предметов, преподаваемых в советской школе, оказался заметно больше, чем в американской, и «соперник» Стивена Лапекаса показал хорошую успеваемость по всем. И русский, и американский юноши занимались спортом – Стивен плаванием, Алексей волейболом. Кроме того, Куцков брал уроки музыки. У Лапекаса же отношение к музыке было потребительское – он после школы «зажигал» на танцполе со своей подружкой.
Подход к учебе у них также оказался разным – Куцков стремился хорошо учиться, чтобы поступить в институт, много часов уделял занятиям. Как подметили журналисты «Лайфа», в советской школе больше времени отводилось естественным наукам, нежели гуманитарным. И вообще стремление к образованию в СССР означало возможность войти в интеллектуальную элиту – благодаря знаниям, труду и целеустремленности.
Журналисты сделали вывод, что советский школьник обошел своего американского ровесника в образованности на 2 года. Это резюме, подкрепленное доказательствами, собранными авторами репортажа за месяц пребывания в СССР, настолько шокировало общественность США, что в Америке серьезно взялись за реформирование системы образования.

Как сложилась их жизнь

Как писала «Комсомольская правда», оба участника эксперимента в свое время посвятили жизнь авиации – Стивен Лапекас стал пилотом (и несколько месяцев прослужил во Вьетнаме), а Алексей Куцков после окончания МАТИ расследовал авиационные происшествия. Сейчас обоим далеко за 70. Лапекас после того материала в «Лайфе» очень расстроился и с журналистами почти не общался. Только в небольшом комментарии «The Moscow Times» посетовал, что его изобразили туповатым и все время танцующим подростком. И распереживался еще больше, когда стал получать мешки с письмами, содержание которых говорило о том, что недалеким его считают сотни тысяч соотечественников – авторы посланий «утешали» проигравшего в советско-американском эксперименте: дескать, не унывай, мы все равно и Хрущева победим, и свой спутник когда-нибудь запустим.

Дело в том, что СССР стал первым государством в мире, запустившим искусственный спутник Земли в октябре 1957 года. Многие американцы после провала образовательного эксперимента, который планировался в качестве своеобразного реванша, стали думать, что они просто недотягивают до интеллектуального уровня русских, потому и не способны лидировать в космосе.