Операция «Мула»: как США угнали новейший советский истребитель МиГ-15

Война в Корее стала не только первой горячей точкой в ходе холодной войны, но и полигоном для испытания новейших образцов военной техники, созданной с учётом боевого опыта Второй мировой. Советский Союз предоставил вооружённым силам Северной Кореи новейший истребитель МиГ-15, которым тут же заинтересовались американцы. Чтобы заполучить русский самолёт для его изучения, военные США не поскупились на подкуп лётчиков.

МиГи в Корее

Самолёт МиГ-15 был разработан конструкторским бюро А. Микояна и М. Гуревича в 1946-1947 годах. По сравнению с крылатыми машинами, применявшимися в Великой Отечественной войне, истребитель отличался более продвинутым устройством – стреловидное крыло и осесимметричное расположение двигателя в хвосте. Самолёт официально был принят в эксплуатацию в 1949 году – за год до начала Корейской войны. В этом конфликте активно участвовала авиация обеих сторон. Посланными на фронт МиГами управляли как советские, так и корейские лётчики.

«МиГ-15 <…> пришлось срывать налёты стратегических бомбардировщиков B-29 и истребителей-бомбардировщиков F-80 и F-84, - отмечал исследователь Алексей Шутёмов. – В ходе конфликта выяснилась неэффективность поршневых B-29 и их оборонительного оружия против реактивного истребителя».

Единственным серьёзным противником русского самолёта стал истребитель 1947 года North American F-86 Sabre. Понимая, что советская машина имеет целый ряд преимуществ, командование НАТО решило во чтобы ни стало получить образец МиГ-15 в свое распоряжение.

Операция «Деньжата»

Расчет американцев строился на том, что далеко не все советские и корейские пилоты – ярые приверженцы коммунистической идеи. А значит, ничто человеческое им не чуждо, и их можно подкупить. Так появилась идея операции «Мула» (Operation Moolah, в русском переводе «Деньжата»). Военные США отпечатали листовки для вражеских лётчиков на русском и корейском языках. Им предлагалось перелететь к противнику и получить за это вознаграждение. Обращаясь к русским, авторы оперировали такими понятиями, как «свобода» и «смелость», и предлагали им «начать новую жизнь».

«Вот Ваша возможность! Избавьтесь от коммунистического ига! Летите на своём реактивном самолёте к свободному миру! Свобода и вознаграждение ждут вас впереди», - было напечатано в листовке крупным шрифтом.

Более мелкими буквами сообщалось, что генерал Марк Кларк, главнокомандующий вооружёнными силами ООН на Дальнем Востоке, гарантирует перебежчикам «убежище, защиту, человеческую заботу и внимание». От лётчиков даже не требовалось называть своего настоящего имени.

В конце листовки указывалась сумма награды за самолёт, посаженный «в полной боевой готовности», - 50 тысяч долларов. Деньги, стоит заметить, не слишком большие, учитывая практически неизбежную необходимость переезда из Кореи в США и обустройства на новом месте жительства.

Результат

Ни один из советских лётчиков не поддался на «буржуазную пропаганду». Зато корейцы, не так долго жившие при коммунистическом правительстве, оказались «слабым звеном». 21 сентября 1953 года пилот Но Гым Сок – самый молодой на тот момент лётчик корейских ВВС – приземлился на аэродроме Кимпхо в Южной Корее. За угнанный им МиГ-15 американцы заплатили ему 100 тысяч долларов. Однако перебежчик утверждал, что бежал с севера вовсе не по причине алчности. Дело в том что на юге Кореи осталась его мать, и юноша хотел с ней воссоединиться. Кроме того, Но Гым Сок заявил, что не хочет больше жить с «красными лжецами». Особо негативное впечатление произвели на него русские союзники:

«Советская пехота в грязных, слишком больших гимнастёрках быстро утвердила мою антикоммунистическую позицию. Они были отсталые, неграмотные, жестокие, не привыкшие к гигиене, дикие крестьяне, отбросы из отдалённых концов «Советского каменного века», - писал Но Гым Сок в книге «На МиГ-15 к свободе».

Корейский пилот уехал в США, где взял имя Кеннет Роу и сделал карьеру на поприще авиаинженерии в крупнейших компаниях. После инцидента с Но Гым Соком русские перестали снабжать корейцев новейшими истребителями МиГ-17, опасаясь, что они тоже могут попасть в руки врага. Впрочем, на тот момент Корейская война уже завершилась.