В 1946 году журнал LIFE назвал операцию «Овцебык» первым крупным военным маневром союзников, проведенным в Северной Америке после окончания войны. В ходе совместных американо-канадских учений их участники преодолели около 5 тысяч километров безлюдных территорий. Столкнувшись с множеством трудностей, западные военные пришли к одному выводу.
Предпосылки масштабных учений
Как пишет в сборнике статей «Политическая история Канады» И. А. Соков, многие зарубежные политики не раз заявляли о том, что Россия не представляет угрозы Западу. На этой точке зрения настаивал и посол Канады в СССР Леолин Дана Уилгресс, который утверждал, что «советская политика оставалась чрезвычайно оборонительной по природе». Аналогичного мнения придерживались и разведчик Глазебрук и представитель Канады в ООН Ридцелл. Они в один голос твердили, что не видят «признаков повышенного советского интереса на американском континенте» или каких бы то ни было свидетельств, говорящих о создании агрессивных проектов СССР.
Между тем, по словам Сокова, в условиях арктического соседства с СССР канадцы понимали, что в случае военного конфликта между Советским Союзом и Соединенными Штатами они автоматически станут стороной этого конфликта. Масла в огонь подливали и сами американцы. Так, если верить изданию «Советское государство и право» (Наука, 1949 год), в декабре 1945 года генерал Арнольд заявил, что центральным районом будущей войны станет именно Арктика. Поэтому Вооруженные силы Канады, в том числе совместно с США, начали проводить военные учения. Зимой 1946 года была предпринята крупномасштабная операция под кодовым названием «Овцебык».
Трудная операция
Если верить Игорю Осовину, автору книги «Зловещие тайны Антарктиды», операция «Овцебык» заключалась в испытании специальными полярными подразделениями армии США и канадской армией военных снегоходов «Пингвин» на безлюдных территориях Северной Канады с общей протяженностью маршрута около 5 тысяч километров, а также в испытании образцов полярной одежды и снаряжения, определении способов разбивки лагерей для стоянок и приготовлении пищи, в изучении влияния холодного климата на личный состав. В учениях, которые длились 81 день, принимали участие 48 канадских военнослужащих, снабженных 12 снегоходами. Их сопровождали 3 наблюдателя от США на небольшом снегоходе «Ласка».
Основная экспедиция, возглавляемая геологом Патриком Дугласом Байрдом, проделала долгий путь от города Черчилль до Эдмонтона. Во время путешествия канадцы столкнулись с множеством трудностей, в том числе с частыми задымлениями кабин новых снегоходов. В связи с последним обстоятельством порой участникам учений приходилось ехать на крышах транспортных средств. Подобные поломки и погодные условия иногда приводили к тому, что вместо запланированных 150 километров в день экспедиция проходила лишь 50. Как указано в статье «Армия идет на север: операция Овцебык», размещенной на ресурсе Университета Калгари («The Army Goes North: Operation Muskox», University of Calgary), достигнув Бейкер-Лейка, канадцы были вынуждены сократить количество снегоходов до 10 из-за большого расхода топлива.
Результаты экспедиции
Однако поломки оказались не самым страшным испытанием, которое встретилось на пути участников учений. Операция «Овцебык» не обошлась и без настоящих трагедий. Несмотря на то, что полные сведения об экспедиции так и не были опубликованы, известно, что в ней погибли как минимум 5 человек. Еще в Черчилле, как сообщает канадское издание Uphere, двое членов экспедиции стали жертвами пожара. Дело в том, что базами для канадских военных нередко становились деревянные лачуги, отапливаемые неисправными печами. А 4 апреля 1946 года один из «Пингвинов» провалился под лед возле поселка Порт-Радий. Местный житель бросился на помощь на гусеничном тракторе и тоже утонул.
Тем не менее нельзя сказать, что операция «Овцебык» ничем не закончилась. Например, на Севере Канады было открыто множество новых рек, определена толщина ледяного покрова, найдены новые методы разбивки посадочных площадок для авиации. Впрочем, как пишет Уильям Роберт Моррисон в своей книге «Истинный Север: Юкон и Северо-Западные Территории» («True North: The Yukon and Northwest Territories», William Robert Morrison), главной целью миссии была демонстрация того, что канадские вооруженные силы могут успешно действовать в северную зиму. Военные же, столкнувшись с суровыми условиями, попросту перестали панически бояться вторжения Советского Союза в Арктику. Это мнение и стало основным выводом, к которому пришли руководители учений.