Современные исследователи нередко называют Исхака Ахмерова не иначе как «татарин, который устроил Перл-Харбор». Далеко не все историки согласны с такой формулировкой. Однако нельзя отрицать тот факт, что Ахмеров и в самом деле сыграл одну из главных ролей в обострении отношений между Японией и Соединенными Штатами.
Разработка операции «Снег»
В 1941 году Советский Союз опасался не только гитлеровской Германии, но и Японии. Поэтому, как утверждает Анатолий Максимов, автор издания «Главная тайна ГРУ», советскому правительству было выгодно подтолкнуть Америку к конфронтации со Страной Восходящего солнца, переключить агрессию последней на первую. Кроме того, Сталин стремился создать антигитлеровскую коалицию, а Соединенные Штаты отгородились от остального мира не только океанами, но и так называемым законом о нейтралитете. Именно для достижения перечисленных целей советской разведкой и была осуществлена операция под кодовым названием «Снег».
Если верить книге «КГБ, каким я его знал изнутри», Бориса Смирнова, в разработке упомянутой операции самое непосредственное участие принимали тогда еще молодой чекист Виталий Павлов и уже опытный разведчик, долгое время проработавший в США, Исхак Ахмеров. В Соединенных Штатах у Ахмерова остались знакомые, с помощью которых и планировалось осуществить задуманное. Одним из таких знакомых оказался влиятельный американский экономист, помощник министра финансов США Гарри Декстер Уайт. Уайт, к мнению которого в Белом доме прислушивались, должен был составить меморандум такого содержания, чтобы он оказался способным привести к обострению американо-японских отношений.
Письмо Ахмерова
Подать Гарри Уайту идею о написании подобного меморандума должен был советский агент. Понятно, что лучшей кандидатурой на эту роль был Исхак Ахмеров, которого Уайт знал как Билла Грейнке, китаиста и знатока Дальнего Востока. Однако, как утверждает автор книги «Выбор резидента. Отец и сын Ахмеровы» Анатолий Шалагин, Лаврентий Берия, одобрив план операции «Снег», потребовал, чтобы в Соединенные Штаты отправился не Ахмеров, а кто-то другой. Так выбор пал на Виталия Павлова. Павлов не слишком хорошо владел английским языком, поэтому не мог выдавать себя за американца. Но времени на раздумья не было, а потому Виталий Павлов отбыл за океан как советский дипкурьер, который якобы встречался с Грейнке, и тот передал для Уайта письмо.
Но разведчики зря опасались: все прошло гладко. В апреле 1941 года Гарри Уайт встретился с Павловым и получил письмо, которое действительно подготовил Исхак Ахмеров. Сергей Белковский, автор издания «Разные судьбы», уверяет, что так называемая нота Халла почти слово в слово повторяла то, что написал Ахмеров. Нота Халла – это документ, названный в честь госсекретаря Корделла Халла. Этот документ США предъявили Японии в конце ноября 1941 года. Согласно ноте, Америка потребовала от японского правительства вывода войск из Индокитая и Китая, а также выхода из Тройственного пакта.
Нападение Японии и его последствия
Нота Халла была воспринята японцами, а в частности военачальником Хидэки Тодзио как ультиматум. Выполнять требования Соединенных Штатов Япония вовсе не собиралась. Несмотря на то, что японцы могли просто проигнорировать ноту Халла, они решили начать военные действия. Как пишет Леон Пиллар в своей книге «Подводная война. Хроника морских сражений. 1939-1945», в своей ноте Япония сообщила о том, что считает невозможным продолжать дальнейшие переговоры. В момент получения США этого сообщения японский флот уже находился у берегов Гавайев. 7 декабря 1941 года произошла знаменитая атака на Перл-Харбор, гавань на острове Оаху. В результате нападения японцев с американской стороны погибли более 2 тысяч человек.
Именно из-за Перл-Харбора Соединенные Штаты вступили в войну. Как указано в издании «Новейшая история. ХХ век» (научный редактор доктор исторических наук А. В. Шубин), на следующий день после нападения Японии США включились в военный конфликт на стороне Великобритании. Впоследствии Америка оказалась одним из лидеров антигитлеровской коалиции и приняла самое непосредственное участие в определении послевоенного обустройства мира. Что касается войны СССР с Японией, то она все-таки состоялась, но уже в 1945 году, и быстро завершилась. Так что советские разведчики с поставленными перед ними задачами справились в полном объеме.