В марте 1945 года вермахт предпринял последнюю во Второй мировой войне попытку крупномасштабного фронтового наступления. Даже сам Гитлер уже не говорил о грядущем переломе в ходе войны. Операция имела целью частичное улучшение позиций на одном из участков фронта, который Гитлер считал наиболее важным. В этом наступлении до сих пор кое-что остаётся неясным.
Нефть и не только она
Осенью 1944 года советские войска вступили в Венгрию. Советское руководство предполагало, что Венгрия, подобно Румынии, сразу изменит Германии и примкнёт к побеждающей стороне. Красная Армия получит возможность двигаться дальше в Австрию и южные области Германии. Но не тут-то было. Венгрия на несколько месяцев стала полем ожесточённых сражений между Красной Армией и вермахтом.
Причин пробуксовки советского наступления в Венгрии можно назвать несколько. Германия уже с марта 1944 года оккупировала Венгрию, почувствовав, что венгерский регент Хорти стал нащупывать возможности сепаратного мира. Арестовав Хорти, нацисты поставили в Венгрии полностью послушное им правительство. Возможности каких-то оппозиционных сил в Венгрии совершить переворот отсутствовали.
Венгерская армия была в большинстве решительно настроена на оказание сопротивления советским войскам. Хотя командующий 1-й венгерской армией, генерал Миклош ещё в октябре 1944 года перешёл на сторону советских войск, подавляющее большинство венгерского командного состава не поддержало его почин. Венгры знали, что в случае поражения в войне Венгрии придётся снова отдать Трансильванию Румынии. Самым же главным мотивом их упорства были печальные воспоминания о Венгерской советской республике 1919 года и справедливые опасения, что с приходом Красной Армии на венгерскую землю придёт классовый террор и конфискации собственности.
Ну, а важнейшим фактором, побуждавшим Гитлера бросать в Венгрию всё новые дивизии, было стратегическое значение этой страны. Она была важна не только как плацдарм для дальнейшего советского наступления в южную Германию. В западной части Венгрии находились последние нефтяные месторождения, которыми мог пока располагать Третий рейх.
Исключительным упорством отличалась полуторамесячная (29 декабря 1944 – 13 февраля 1945) оборона Будапешта немецкими и венгерскими войсками в полном окружении. В ходе этого сражения в январе 1945 года с целью деблокады немцы предприняли мощное контрнаступление, которое едва не достигло цели. Советским войскам пришлось оставить ряд городов. Несмотря на утрату Будапешта, германское командование было намерено продолжать в Венгрии активные действия.
Ход и итог сражения
Операция получила у немцев кодовое название «Весеннее пробуждение». Главный удар наносила 6-я танковая армия СС из района Секешфехервар. Целью наступления было рассечь и уничтожить по частям войска 3-го Украинского фронта маршала Толбухина. Для осуществления этого замысла Гитлер сосредоточил здесь значительное количество своих бронетанковых сил вопреки мнению своих военачальников, полагавших, что оставшиеся у вермахта танки следовало бы использовать для обороны собственно Германии.
Удар вермахта, последовавший 6 марта 1945 года, был столь мощным, что привёл к первоначальному тактическому успеху. У немцев действовало местами до 100 тяжёлых танков на 1 км фронта. Особенно глубоко продвинулась 6-я танковая армия СС. Однако ей не удалось выполнить свою первоочередную задачу – прорваться к Дунаю и отрезать советские войска от переправ. После десяти дней боёв противник истощил свой наступательный порыв и перешёл к обороне. Максимальное продвижение на главном направлении составило 30 км, а на вспомогательных – не более 8 км.
За эти десять дней войска 3-го Украинского фронта потеряли больше 32 тысяч человек убитыми и ранеными, а противник (по советским данным) – 27 тысяч, а также больше 500 танков и самоходных орудий. Сталин запретил командующему фронтом Толбухину использовать резервные армии для отражения немецкого наступления. Как только оно выдохлось, на следующий же день 16 марта началось советское наступление на Вену.
Изменили ли эсесовцы Гитлеру?
С операцией у озера Балатон связан любопытный факт из истории вермахта. 14 марта 1945 года Гитлер приказал солдатам и офицерам 6-й танковой армии СС спороть почётные нарукавные повязки с его именем. По мнению фюрера, танкисты-эсесовцы проявили себя недостойными их носить.
По этому поводу немецкий историк, генерал вермахта Типпельскирх, рассказывал: «В этот момент произошло событие, поразившее Гитлера точно гром среди ясного неба. Части использовавшихся в этом наступлении дивизий СС, в том числе отряды его личной охраны, на которые он полагался как на каменную гору, не выдержали: у них истощились силы и вера».
О том же свидетельствовал и генерал Гудериан, занимавший тогда пост начальника Генштаба германских сухопутных сил: «Был утрачен сохранявшийся до сих пор высокий боевой дух эсэсовских соединений».
Может быть, это произошло из-за высоких потерь? Однако историк Борис Соколов, основываясь на немецких архивных документах, отмечает, что в ходе наступления немцы потеряли от огня советских войск всего 42 танка из 877, участвовавших в нём. Потери танков и САУ у 3-го Украинского фронта были вчетверо больше – 165. Правда, ещё 396 танков и самоходных немецких орудий получили повреждения. Но и при этом у немцев к 15 марта должно было оставаться 445 исправных танков и самоходок, а у 3-го Украинского фронта как исправных, так и частично повреждённых танков и САУ оставалось всего 235.
Исходя из приведённых цифр, немцы могли продолжать наступление. Может быть, дело действительно было в том, что даже эсэсовские солдаты уже неохотно дрались за Гитлера, и решающую роль в провале последнего наступления вермахта сыграл моральный фактор?
В связи с этим вызывает интерес фигура командующего 6-й танковой армией СС, оберстгруппенфюрера Йозефа Дитриха. Под его начальством армия совершила в декабре 1944 года прорыв американского фронта в Арденнах, страшно напугавший союзное командование. В то время никаких претензий к моральному духу её танкистов не было. В 1946 году сдавшийся американцам в плен Дитрих был приговорён к пожизненному заключению за массовые расстрелы пленных американских солдат.
Однако в 1949 году приговор Дитриху был заменён на 25 лет тюрьмы (в 1959 году его выпустили). Выяснилось, что показания осуждённых, на которых базировался суд, были выбиты под пытками. Фактически никакими доказательствами расстрелов пленных американцев суд не располагал. В связи с этим публицист и историк Валентин Пруссаков предполагал, что осуждение Дитриха было местью американцев за удачный прорыв его армии в Арденнах.
Весьма вероятным видится, что генерал Дитрих не стал зря тратить жизни своих подчинённых, когда увидел, что целей наступления против Красной Армии выполнить явно не удастся. То, что оно никак не повлияет на исход войны, ему было ясно заранее.