21/07/21

«Ораниенбаумский пятачок»: как он помешал Гитлеру захватить Ленинград

Если смотреть любую карту, на которой показана Блокада Ленинграда, то сразу бросается в глаза, что блокадных кольца было два. В одном, большом, был сам город и часть области. А западнее города, на берегу Финского залива находился ещё один участок, занимаемый советскими войсками. Называли его «Ораниенбаумский плацдарм» или «Ораниенбаумский пятачок», по названию города Ораниенбаум.

В советское время город переименовали в Ломоносов. Название слишком сложное для русского человека, потому с давних времен и поныне, этот город в народе именуется Рамбов. Кстати, происхождение названия города, как можно догадаться, связано с апельсиновым деревом. Апельсины там выращивали в оранжереях Большого дворца.

Немецкие войска к границам плацдарма вышли раньше, чем к Ленинграду, но сразу же остановились и дальше не двигались. Позже, уже в сентябре немецкие войска снова наступали в сторону Ораниенбаума, им удалось захватить Петергоф, но дальше часового завода продвинуться не получилось. Линия обороны так там и осталась до 44-го года. Как раз на линии обороны оказался великолепный Английский дворец, который превратился в груду камней. Таким его сегодня видят туристы, заглянувшие в Английский парк Петергофа. Впрочем, тогда досталось всем дворцам и это отдельная история.

Почему немцы так рвались именно к Ораниенбауму, и у них ничего не получилось?
Дело в том, что перед группой армий «Север» ставились Гитлером две важные цели: Ленинград и Балтийский флот. С кораблями Балтфлота сухопутные войска Вермахта не могли справиться, но зато они могли захватить их базы. Главную базу в Таллине захватили, и оставался Кронштадт. И хотя сам Кронштадт находится на острове Котлин в Финском заливе, и туда ни пехота, ни танки тоже не попадут, но заняв побережье в районе Ораниенбаума, можно было обстреливать все пути в Финском заливе, и не один корабль бы уже не вышел из Ленинграда. Дело в том, что Финский залив очень мелкий, и чтобы добраться до Кронштадта, а потом до Ленинграда судам нужно идти по специально вырытым каналам. А их можно обстреливать и с берега.

Кроме того, в том же районе Ораниенбаума, находилось огромное количество складов и других объектов флота. До сих пор огромные территории там недоступны и отгорожены заборами и колючей проволокой от грибников и ягодников.
Но все не так просто было для Вермахта. Балтийский флот за десятки лет превратил подходы к своей базе в неприступную крепость. На самом острове и на нескольких небольших островках рядом, были сооружены хорошо защищенные форты, вооруженные мощной артиллерией. Мало того, между островом и берегом, было насыпано несколько искусственных островков, где так же соорудили укрепления и поставили пушки. Строить всё это начали ещё при Петре Первом, и потом укрепления лишь усиливались, и в них ставились более современные пушки.
Подходы к острову Котлин, в самом узком месте, перекрывали два мощных береговых форта. На северном берегу это был форт Ино (Николаевский), а на южном, известный по многим историческим событиям, форт «Красная горка». Изначально он назывался Алексеевский. В 41-м году основным вооружением форта были восемь 305-мм морских орудий, которые стреляли 450-мм снарядом без малого на 30 км. А чуть западнее «Красной горки» находился форт «Серая лошадь», вооруженный скромнее: его главный калибр четыре 203-мм пушки.

Все эти форты входили в состав Ижорского укрепленного сектора, в котором были ещё и отдельные дивизионы с орудиями калибра 152 мм, расположенные у деревень Большая Ижора, Калище, Лебяжье. Подходы к Ленинграду с моря были закрыты надежно.

Но когда началась Великая Отечественная война, то, как пишет в своей книге «Советская береговая артиллерия» Ю.Перечнев, береговые орудия перевели на «обратную директрису». 31-го августа 305-мм пушки форта «Красная горка» открыли огонь по немецким войскам в районе Копорье. Немецкое наступление на этом направлении было остановлено на расстоянии 20-25 км от форта. Как утверждают очевидцы, десяти залпов орудий «Красной горки» хватило, чтобы полностью остановить продвижение 26-го армейского корпуса немцев. И больше они наступать не решались. Местность там болотистая, труднопроходимая, а когда на голову падают снаряды весом больше четырех центнеров, то это просто страшно.

Если снова вернуться к карте обороны Ленинграда и посмотреть на границы Ораниенбаумского плацдарма, то видно, что они имеют форму почти правильной дуги. И центр этой дуги расположен как раз в точке, которая называется поселок Красная горка. Ну а то, что дуга не совсем ровная, так в её «исправление» ведь вносили свою лепту и многие другие. И форт «Серая лошадь», и форты Кронштадта, и береговые батареи Ижорского сектора, да и корабли на рейде в Финском заливе. Все они отстаивали Ленинград, и немцы даже и не решались наступать там, где вступала в дело грозная артиллерия Балтийского флота.