На всякой войне воюющие стороны стремятся как можно больше узнать друг о друге и собирают информацию по крупицам из всех доступных источников. Помимо отправки агентов в тылы противника, вербовки вражеских служащих и допросов пленных, традиционным способом разведки является сбор документов прямо на фронте, в том числе обязательно обыскиваются тела погибших солдат и в особенности офицеров. Зная об этом, воюющие стороны периодически подбрасывают друг другу дезинформирующие документы. Но иногда дезинформация получается сама собой. Например, всерьез воспринимается окопный юмор или байки, слухи и легенды. Один из таких курьезных случаев произошел в 1941 г.
В вещах убитого офицера вермахта был обнаружен документ, составленный в берлинской канцелярии «Государственного учреждения по обеспечению семейного прироста» Германии. Как и все официальные бумаги погибших офицеров, найденные красноармейцами, этот документ был переведен на русский язык и внимательно рассмотрен многими инстанциями РККА. Этот розыгрыш «бродил» по столам разных начальников, пока кто-то не понял, что документ имеет юмористический характер и, по замыслу его составителей, должен был просто развеселить получателя. Текст гласил: «Вследствие закона о стерилизации большая часть немецких мужчин выпадает, другие обязаны в гораздо большем размере заниматься женщинами и девушками, дабы поднять рождаемость. В кругах специалистов Вас считают особенно дееспособным [прим.: очевидно, по части «занятий девушками»] и, поэтому от Вас требуется принять столь почетный долг». Далее в «документе» офицеру предписывалось поработать на «участке номер 179/4», где обитало 8 одиноких женщин и 19 не менее одиноких девушек. Если же офицер хотел отказаться, то обязывался предоставить медицинские справки в качестве доказательства своей неспособности принять это задание. Если все в порядке, офицер мог принять еще один участок! Более того, в таком случае «Вам присваивается звание рыцаря и офицера-производителя и выделяется большой земельный участок. Вы получите, кроме премии 1000 марок, еще орден оплодотворения на красной ленте I класса». Плюс ко всему: освобождение от налога, дополнительные карточки на «масло и яички», чтобы лучше «обрабатывать женщин» и «оплодотворить предназначенных дам». «Бездействия в связи с периодом менструации у женщин» следовало избегать: «Заявления об отпуске бесполезны. Мы требуем, чтобы Вы свои действия начали немедленно и каждые 9 месяцев сообщали нам подробно о результатах. Мы надеемся, что Вам удастся оправдать самые избалованные вкусы вверенных Вам женщин». Машинописный документ имел самый что ни на есть официальный вид и мог вначале ввести офицера в заблуждение. Сейчас эта шутка хранится в Центральном архиве Министерства обороны РФ в фонде трофейных документов и соседствует с вполне серьезными бумагами. Учитывая, что Третий рейх постоянно выкидывал невероятные фокусы в своей внутренней политике, неудивительно, что в Красной армии эту шутку могли поначалу принять всерьез.
Немецкий окопный юмор приходится признать довольно изобретательным. Чтобы выдержать тяжесть самых кровопролитных боев, солдатам приходилось вышучивать военные трудности. Даже о самой жестокой мясорубке Великой Отечественной, Сталинградской битве с ее уличными боями за каждый дом, появлялись шутки. К примеру, такая: «Наши войска захватили двухкомнатную квартиру с кухней, туалетом и ванной комнатой, а также смогли удержать две трети этой квартиры, несмотря на тяжелые контрудары противника». А когда в 1944 году вермахт неудержимо отступал к Германии, солдаты говорили, что они «захватывают все больше территорий на западном направлении». Солдат – он всегда солдат, даже и немецкий, и юмор – одна из немногих его отдушин на войне. Бесчисленны и комичные фотографии окопных будней, на которых немцы запечатлены в самых немыслимых позах, в смешных противогазах и нарядах. Самый высокий солдат в роте сфотографирован с самым низким, самый толстый – с самым худым; взвод, писающий по команде; овца, экипированная «штальхельмом» и портупеей с кинжалом; солдаты, наряженные «под Гитлера», изображающие памятники, голые и разодетые, — вот сюжеты, которые можно встретить на снимках. В этом ряду шутка с «орденом оплодотворения» выглядит лишь как особенно изобретательная и тонко высмеявшая демографическую политику Третьего рейха, стерилизацию и меры, направленные на повышение рождаемости «нации сверхлюдей», из-за чего многие начинали чувствовать, что их рассматривают не как личностей с индивидуальными особенностями и желаниями, а как «производителей», и используют как биологические винтики огромной машины.