Отношение к этой награде у советских военнослужащих было неоднозначным. Поэтому в армейской среде и появились его ироничные прозвища.
Кого им награждали
Автор книги «Сто великих наград мира» Вячеслав Бондаренко объясняет редкость этого ордена тем, что им сравнительно нечасто награждали. Орден имеет три степени, и награду I степени имели лишь 13 офицеров, а II степени – 589 человек. Всего же за 16 лет, с 1975 по 1991 годы, орденом наградили свыше 70 тысяч военнослужащих армии и военно-морского флота СССР. Данная награда вручалась как генералитету, так и младшим офицерам. Самую первую награду, орден II степени, в 1975 году получил 70-летний генерал-лейтенант Илья Виноградов, таким образом были отмечены его заслуги во время службы в армии и юбилейный день рождения. Кавалеров ордена I, II и III степеней одиннадцать. Командующий ВДВ Владислав Ачалов в 1990 году стал последним советским обладателем всех трех степеней ордена.
Как пишет Вячеслав Бондаренко, в основном этим орденом награждали за «мирные» заслуги. Но вручали его и за участие в боевых операциях. К примеру, за отвагу в боях в Афганистане. Орденом награждали «афганцев», которые, как утверждала советская пропаганда, ни в какой войне не участвуют, а оказывают помощь братскому афганскому народу. Командир взвода лейтенант Александр Чирко в 1980 году получил орден с официальной формулировкой в приказе о том, что умело руководил огневой подготовкой вверенного ему подразделения, тогда как на самом деле был награжден за успешную боевую операцию. И подобная практика, когда реальные подвиги маскировались в документах под «мирные» достижения, в СССР при награждении этим орденом, применялась широко. Например, капитан Сергей Шерер, занимавшийся на МИ-26 тушением горящего реактора Чернобыльской атомной электростанции, был награжден орденом III степени, судя по официальной формулировке в приказе, за то, что он… хорошо освоил новую технику.
Причины для ироничных прозвищ
Согласно словарю морского жаргона, составленного историком ВМФ Николаем Калановым, этот орден внешне походит на орденские звезды царских времен. По форме он похож и на орден Благородной Бухары, учрежденный в Бухаре в XIX веке, отчего и был прозван «Бухарской звездой». Нагрудный знак американских шерифов также напоминает советскую награду. Неоднозначность восприятия ордена со стороны офицеров Советской Армии и Военно-морского флота объясняется «вольностью» выбора кандидатов на награждение – как вспоминают офицеры-отставники, его могли дать и «афганцам», отличившимся в боях, и заместителям начальников факультетов военных училищ по политчасти, и руководителям военно-морских учений. Еще одно шутливое прозвище ордена» – «За порядок в тумбочках» также подчеркивает пренебрежительное отношение офицеров к данной награде. «Орденом Сутулого» ее называли из-за габаритов и весомости. Коллекционеры именуют орден «крабом» из-за внешнего сходства с ракообразным.
В ходу у белорусов
С распадом СССР награждать данным орденом перестали, однако в середине 90-х годов он был введен в систему наград Республики Беларусь, у белорусов он называется «За службу Родине». Внешне орден почти неотличим от советского, только якорь заменен на меч, а надпись на награде выполнена на государственном языке Беларуси – «За службу Радзiме». Белорусский орден покрупнее советского, у него также три степени, и очередность награждения сохранена – те, кто уже имел ордена «За службу Родине в Вооружённых силах СССР», получают награды «За службу Радзiме» высших степеней. Советской «Бухарской звездой» награждались исключительно военнослужащие, офицеры армии и флота. У белорусов же его могут вручить и рядовым, а также сотрудникам подразделений системы МВД, МЧС, республиканского Комитета госконтроля.