«Осторожно — сибирская полночь!»: почему немцы так боялись снайпера-оленевода Ивана Кульбертинова

Иван Николаевич Кульбертинов - один из самых результативных снайперов Великой Отечественной. За войну он только официально поразил 487 солдат противника. Немцы боялись невысокого якута, они дали ему прозвище Сибирская полночь.

Простой якутский оленевод

Родился будущий герой 7 ноября 1917 года в селе Тяня Олекминского улуса Якутской области в семье эвенкийского охотника-оленевода.

Сейчас в память о легендарном советском снайпере проводятся спортивные турниры, в которых принимают участие также мастера спорта, в том числе международного класса. Самому же Кульбертинову классический спорт был неинтересен: он занимался охотой и оленеводством. Зато уже в раннем детстве по живым мишеням стрелял не хуже, чем нынешние чемпионы – по спортивным. Позже якутский охотник в Военкомате так и скажет: «Зверя в глаз бью, хочу фашистов бить!»

Ваня остался без отца в 10-летнем возрасте, поэтому вместе со старшим братом Николаем ему приходилось тянуть заботы о семье, не рассчитывая на чью-либо помощь и поддержку. Пришлось обойтись без учебы: некогда было, да и ни к чему. Уже повзрослев, Иван благодаря успехам в своем труде (оленеводство и охота) сумел выбиться в стахановцы.

На фронт Кульбертинов был призван 12 июня 1942 года Олекминским районным военным комиссариатом. Военную подготовку проходил на Урале, а боевое крещение получил в начале 1943 года на Северо-Западном фронте. Начальство определило его в снайперы и, конечно, не прогадало. 27 февраля 1943 года Иван Кульбертинов в бою под Старой Русой, что в Новгородчине, метким выстрелом убил первого фрица.

Приходилось порой непросто, поскольку снайперу часто необходимо часами лежать не шевелясь. Но длительное ожидание приносило хорошие результаты. Как вспоминал Кульбертинов, доводилось ему одним выстрелом отправлять к праотцам сразу несколько фашистов.

Во время одной из засад Кульбертинову, как сперва казалось, не везло. Двое суток провалялся на пузе – и ничего. Но вот откуда ни возьмись подъехала вражеская повозка с боеприпасами. Снайпер дождался, пока немцы снимут все ящики с повозки, а затем одним-единственным зажигательным патроном устроил им «северное сияние». По словам самого Кульбертинова, «все полетело вверх тормашками, поднялся огромный столб огня, дыма, пыли. Более десятка фашистов погибли от этого взрыва». Предположительно тогда-то за славным якутским стрелком и закрепилось прозвище Сибирская полночь, то бишь полночь с северным сиянием.

Он сумел нагнать такого страху на неприятеля, что впоследствии в освобожденных городах и селах находили таблички с надписями: «Achtung Kulbert!» («Осторожно, Кульберт!») и «Achtung — Der sibirischen mitternacht!» («Осторожно — сибирская полночь!»). Появлялись даже сообщения о том, что щуплый с виду якут – ростом 1 метр 54 сантиметра и весом 53 килограмма – способен в одиночку перебить целый полк.

Впрочем, не только меткой стрельбой славился Иван. Односельчане и сослуживцы вспоминали, как он кулаком с одного удара валил оленя и без труда ломал толстые жерди. В драках Кульбертинов тоже не знал себе равных. Якутские старожилы рассказывали, как однажды он усмирил нескольких дюжих парней, обидевших его земляков.

Достижения и награды снайпера Кульбертинова

Бравого снайпера руководство оценило по достоинству. Но, может быть, все-таки не вполне: например, Звезду Героя Советского Союза так и не получил, хотя и дважды к ней представлялся. Но вообще список заслуженных наград, так или иначе, впечатляет: орден Славы 3-й степени, орден Отечественной войны 2-й степени, два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды, орден Красного Знамени, множество медалей, а также именной карабин с оптическим прицелом.

За войну Кульбертинов подготовил 35 высококлассных снайперов. Напутствовал он их не бояться ходить по неприятельским тылам и «не рубить топором там, где можно применить иголку». В 1946 году боец демобилизовался из армии и устроился работать кадровым охотником. Им он и оставался вплоть до самой смерти, периодически занимаясь также оленеводством.

После окончания войны стрелок Сибирская полночь не прославился какими-либо особо выдающимися достижениями. Хотя все равно ощутимо превосходил коллег в охотничьем ремесле. Так, за одну только зиму 1947-1948 годов он добыл и сдал государству 900 белок. За всю последующую охотничью карьеру подстрелил 32 лося, 8 медведей, 86 соболей и примерно 2500 белок.

В 1970-е годы уже немолодой Кульбертинов спасал оленьи стада Якутской области от волков. Только в 1979 году подстрелил 11 хищников.

Несмотря на признание и почет, охотник предпочитал жить скромно, а все подарки, которые ему вручали район, республика и страна, передаривал родственникам.

Умер Иван Кульбертинов в возрасте 75 лет – 13 февраля 1993 года, и был похоронен в селе Тяня Олекминского улуса Якутии. Несмотря на то что снайпер так и не стал Героем Советского Союза и даже полным кавалером ордена Славы и памятник ему вроде как не был положен, монумент ему тем не менее установили. В 2015 году в якутском поселке Усть-Нере.

Земляки до сих пор помнят и чтят своего героя, который, вызывая панику среди немцев, один обращал в бегство целые вражеские подразделения.