Казалось бы, ответить на вопрос в заголовке проще простого. Ясско-Кишинёвская операция началась 20-го августа, советские войска освободили Молдавию, вывели из войны Румынию. Всё это было в августе, а весной войска фронтов под командованием Конева и Малиновского завершали Умаро-Ботошанскую операцию и готовились к новым боям. Войска копили силы, а на фронте шли «бои местного значения». И Конев к боям в Молдавии совсем отношения не имеет, поскольку его ещё до начала Ясско-Кишинёвской операции назначили командовать 1-м Украинским фронтом.
Но это не совсем верно, поскольку первая попытка освободить Молдавию, а далее наступать на Румынию, была сделана отнюдь не в августе 1944 года.
Первая Ясско-Кишинёвская операция
Никакой «первой» Ясско-Кишинёвской операции в официальной истории Великой Отечественной нет ни в советском изложении, ни в современном. Такое название на западе получила наступательная операция 2-го и 3-го Украинских фронтов с 8-го апреля по 6-е июня 1944 года. Название дано потому, что цели «первой» операции полностью совпадали с известной всем Ясско-Кишинёвской операцией — разгром группы армий «Южная Украина», освобождение Молдавии, наступление на территорию Румынии и вывод её из войны.
Командовавший в тот период 2-м Украинским фронтом И.С. Конев в своих воспоминаниях не упоминает об этом наступлении, равно как и все другие военачальники. Первым написал об этой операции американский историк Дэвид Гланц в своей работе “Red Storm Over the Balkans: The Failed Soviet Invasion of Romania” («Красная буря на Балканах: провал советского вторжения в Румынию»). Однако, к работам иностранных историков в нашей стране всегда отношение скептическое, и это часто вполне справедливо. На русском же языке никаких работ по этому периоду до сих пор нет.
Зато, сайт «Память народа» на сегодняшний день представляет огромное число советских документов, посвященных этим событиям. Имеются и описания боевых действий, и сводки о личном составе, и данные о потерях.
Танковые битвы у Таргул-Фрумос
Наиболее значимыми событиями были первое и второе сражение за город Таргул-Фрумос. Первое сражение началось 8-го апреля и его формально относят ещё к Умаро-Ботошанской операции.
Основной удар наносили три армии 2-го Украинского фронта (27-я, 40-я и 2-я танковая), вспомогательный — 52-я и 6-я танковая. Советские войска смяли четыре румынские пехотные дивизии, действовавшие в этом районе, и 9-го апреля взяли город Таргул-Фрумос.
Однако, немецкое командование подтянуло дивизию «Великая Германия» и контрударом выбило из города советские войска, причем, последние понесли большие потери. Интенсивные бои продолжались до 12-го апреля, но и до конца апреля они полностью так и не прекратились.
2-го мая началось новое сражение у Таргул-Фрумос. С немецкой стороны участвовали дивизии «Великая Германия» и 24-я танковая. Все они были усилены боевыми группами из разных соединений. Группа армий «Южная Украина» в то время на карте пестрила названиями множества частей и соединений, но реально это были лишь их малобоеспособные остатки. Все они объединялись в различные боевые группы, оценить состав которых сейчас крайне сложно.
Так, дивизия «Великая Германия» имевшая в своём составе лишь 60 исправных машин (25 Pz.IV, 10 Pz.VI и 25 StuG.), вместо своего танкового батальона, находившегося во Франции, получила батальон 26-го танкового полка (46 исправных Pz.V). Помимо этого она была усилена ротой «Тигров» и батальоном танков Pz.IV из дивизии СС «Мёртвая голова», да ещё и отдельными батареями штурмовых орудий. Все вместе это давало до 180-200 единиц бронетехники. В 24-й танковой дивизии было 38 танков и 18 штурмовых орудий.
Советская 5-я гвардейская танковая армия к началу операции имела 300 исправных танков и САУ, во 2-й танковой армии было 132 танка и САУ. В результате можно говорить о довольно крупном танковом сражении, в котором приняло участие 600-700 танков и другой бронетехники с обеих сторон.
Боевые действия завершились для советских войск большими потерями. По немецким сведениям было уничтожено 350 советских танков. Но эти данные завышены, советские потери составили менее 250 машин. В этих боях немцы впервые захватили на поле боя советские танки ИС-2.
В июне началось контрнаступление вермахта, в результате советские войска были отброшены, практически всё, что было захвачено, включая плацдармы на Днестре, было потеряно.
Не следует думать, что боевые действия свелись лишь к двум битвам у Таргул-Фрумос. Ожесточенные сражения, согласно журналам боевых действий и ежедневным сводкам, велись по всему фронту: на Ясском, Романском и Кишинёвском направлениях. Не менее ожесточенные бои развернулись и на 3-м Украинском фронте. Об их ожесточённости свидетельствует уровень потерь.
Цена «боёв местного значения»
В настоящее время в открытом доступе есть три документа о потерях личного состава. В «Донесении о потерях личного состава в войсках 2 УкрФ с 1 апреля по 30 апреля 1944 г.» указаны потери 63 374 человек (из них 12 210 убитых). В «Донесении о потерях личного состава в войсках 2 УкрФ с 1 мая по 31 мая 1944 г.» указаны потери 49 433 человека (из них 7 547 убитых). В «Сведениях о потерях личного состава в войсках 3 УкрФ с 1 мая по 31 мая 1944 г.» указаны потери 54 009 человек (из них 9 237 убитых). Нет точных данных по 3-му Украинскому фронту за апрель, но можно предположить, что общие потери двух фронтов приближаются к двумстам тысячам. Для сравнения, в Ясско-Кишинёвской операции войска этих же двух фронтов потеряли 67 130 человек, в том числе безвозвратные потери составили 13 197 человек. Также стоит посмотреть потери за март, когда 2-й Украинский фронт вел активное наступление в рамках Умаро-Ботошанской операции — тогда потери составили 56 850 человек. Всё это показывает, что советские войска не прерываясь, вели активные наступательные действия в ходе всей весны 1944 года.
Потери 6-й и 8-й армий вермахта за 10—30 апреля, согласно десятидневным сводкам, составили 26 644 —за май 27 195, за первые 10 дней июня – 7953, итого около 62 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Скорее всего эти данные не полные, кроме того, не учтены потери румынских войск. Но в любом случае для вермахта это потери огромные и они свидетельствуют о высокой интенсивности боевых действий.
В документах того времени сохранилось много оценок, выводов, объяснений причин неудач. Все они сводятся к недооценке сил противника, сложной местности и неблагоприятным погодным условиям, плохому руководству и отсутствию взаимодействия. К этому можно добавить, что войска практически не имели передышки, из одного наступления с ходу переходя в другое. Пополнение в живой силе и технике поступало прямо в ходе боёв.
Всё вместе это и стало той причиной, по которой фронты Конева и Малиновского так и не смогли выполнить поставленную задачу. Лишь через два месяца были накоплены силы и началась Ясско-Кишинёвская операция, которая и принесла нашим войскам успех.